Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» начала выпуск программы «SOS». Первая - об июньских событиях 2010 и о Дильмурате Хайдарове
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» начала выпуск правозащитной аудиопрограммы «SOS». Первый выпуск, посвященный жертвам июньских трагических событий 2010 года в Кыргызстане, подготовила журналист Наталья Бушуева.
В первом выпуске рассказывается история Дильмурата Хайдарова, этнического узбека, уроженца села Нариман Ошской области Кыргызстана. Дильмурату Хайдарову грозит пожизненное тюремное заключение, хотя убедительных доказательств его вины нет.
Тогда я не знал, что такая у меня будет судьба, что за это меня арестуют и будут пытать. Я вывез много людей разных национальностей за пределы села Наримана. В частности Эмиль Мамалиев и другие, с кем мы вывозили людей в безопасные места, приходили в суд и давали показания об этом, выражая благодарность за то, что я им помог. Когда меня задержали, я прежде всего милиционерам показал свое удостоверение дружинника, я им говорил, чтобы опросили моих соседей и тех людей, которым я помогал. Но вместо этого меня начали пытать и издеваться надо мной. В ходе судебного процесса меня избивали, прокурор даже хотел меня пожизненно посадить. Хорошо, что судья попался справедливый и настаивал на дополнительном расследовании», – рассказывает Дильмурат Хайдаров корреспонденту программы SOS.
Д.Хайдаров рассказал о пытках, во время которых он терял сознание. «Мне надевали пакет на голову, пытали электрошоком, били дубинками, а когда терял сознание, под ногти втыкали канцелярские скрепки. Я не подписывал никаких показаний об убийствах, якобы совершенных мной, – я, наоборот, говорил правду, что не признаю свою вину. Меня пытали не только в УВД (Управление внутренних дел города Оша), но и в СНБ (Государственная Служба национальной безопасности). Это нечеловеческие пытки, я не подозревал даже, что такие пытки могут вообще быть.
Сотрудники правоохранительных органов говорили мне, что если я дам ложные показания на «богатеньких», которые у нас живут, то они меня отпустят, в противном случае я сам буду сидеть. Честно говоря, в те дни сотрудники правоохранительных органов делали деньги. Потому они были заинтересованы, чтобы задержанные ими оговаривали богатых людей. Конечно, я отказывался. Разве можно жить после этого, с такой-то совестью?
Один оперативник мне говорит, что я, мол, действовал на две стороны. А как я должен был поступить? Спасать кыргызов, а узбеков бросать? Или спасать узбеков, а кыргызов бросать? Я не такой человек! И вот тогда оперативник мне сказал, что, мол, давай подписывай показания, а то почки отобьем и ты с ума сойдешь. Я скорее готов был умереть, чем на невинных людей показания дать», - рассказывает Д.Хайдаров.
«Нет ни одного прямого свидетеля, который мог бы обвинить меня в преступлении. Судьи видят мою непричастность к преступлению, в котором меня обвиняют, и не могут вынести обвинительный приговор, но и не могут оправдать, так как за оправдание им отвечать перед вышестоящими. Я думаю, что на судей оказывают давление, дано указание нас осудить. А вот кто давит, не знаю. Может, политики? Мы ведь, осужденные после ошского конфликта, политическими уже стали. Один раз я у следователя спросил о том, как бы он поступил на моем месте. А он мне ответил, что я сделал все правильно. Но ничего изменить нельзя, потому что на него давят. Я поинтересовался у него о том, кто оказывает это давление, а он ответил, что не может этого сказать, но было пожелание, чтобы я сидел в тюрьме. Я требовал допросить моих свидетелей. Но ни одного из них не допросили», - говорит Д.Хайдаров в программе SOS.
Через программу Ассоциации Дильмурад Хайдаров, юрист, отец троих малолетних детей, обратился к общественности: «Я стал жертвой политиков. Вот сейчас получается так, что люди могут подумать: он помогал, и за это его посадили, за это его пытали. Я хочу, чтобы в дальнейшем такого не было. Пусть восторжествует справедливость, и пусть люди друг другу помогают! Кто меня слышит, кто меня помнит и видел, помогите мне! Я подсчитал, что среди тех, кого я спасал, были 61 кыргызская женщина и 9 детей, 23 китайца, несколько туркменских девушек и иранская семья, которую я отвез в аэропорт, муж с женой и двое детей. Я не хочу, чтобы потом судьям и прокурорам было стыдно за то, что они посадили невинных людей. И таких, как я, много, которые сидят ни за что», - заявляет Д.Хайдаров.
Полностью послушать первый выпуск программы SOS можно здесь:
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» убедительно просит всех заинтересованных лиц, организации и средства массовой информации обратить внимание на дело Дильмурата Хайдарова, а также содействовать объективному и всестороннему судебному расследованию.