16 november 2024




Новости Центральной Азии

При участии россиян создан Международный комитет в защиту политических заключенных в Казахстане

21.05.2012 15:53 msk, Фергана

Казахстан

Круглый стол
В минувшую субботу, 19 мая, в Алматы (Казахстан) прошла встреча казахстанских «несогласных» и правозащитников со своими российскими коллегами.

Круглый стол под названием «Консолидация правозащитных организаций и гражданских движений России и Казахстана в деле защиты политических заключенных и преследуемых общественных деятелей», организованный Социалистическим движением Казахстана (чьи лидеры находятся в вынужденной эмиграции), собрал ряд казахстанских оппозиционных политиков, журналистов и правозащитников. Поддержать казахстанцев прилетели четверо россиян – лидер правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев, представитель независимого профсоюза «Защита» Юрий Виньков, депутат российской Госдумы Илья Пономарев и Александр Батов, секретарь Центрального Комитета Российской коммунистической рабочей партии — Революционной партии коммунистов.

В ходе мероприятия речь, в основном, касалась событий в Жанаозене и последующих судебных процессов над предполагаемыми участниками беспорядков и оппозиционными политиками. Кроме того, обе стороны провели немало параллелей между общеполитическими тенденциями Казахстана и России.

Как отметил один из спикеров встречи, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, «это системные проблемы на всем постсоветском пространстве, везде созданы одинаковые режимы, разница только в степени жесткости».

Александр Батов рассказал о той помощи, которую оказывали россияне казахстанским нефтяникам Мангистауской области во время проведения семимесячной забастовки, закончившейся расстрелом людей в Жанаозене. Его партия помогла выйти казахстанским профсоюзным активистам на международный уровень, передавала бастующим материальную помощь, кроме того, во многих странах мира были организованы пикеты возле казахстанских дипломатических представительств. «Власть отвечает силой и кровью на законные требования рабочих, и эта власть является экстремистской. Мы вернулись во времена царизма, так что борьба казахстанских рабочих – это классовая борьба», - добавил он нелицеприятную оценку казахстанской политической системе.

Итогом Круглого стола стала инициатива по созданию Международного комитета в защиту политических заключенных в Казахстане и России. Однако двери Комитета открыты и для других постсоветских государств, в которых преследования за инакомыслие и по политическим мотивам становятся нормой. Сопредседателями Комитета избраны Лев Пономарев и Евгений Жовтис.

Что же касается Казахстана, то участники Круглого стола не питают никаких иллюзий и ожидают, что после окончания жанаозенских процессов колонии пополнятся десятками политических заключенных. Еще одним принципиальным моментом стало заявление, что Комитет не станет делить преследуемых на либералов и левых – все подвергаются со стороны властей одинаковому давлению.

Надо отметить, что среди присутствующих оказалось несколько экс-политзаключенных и осужденных по политической мотивации: это и Евгений Жовтис, и журналист радио «Азаттык» Казис Тогузбаев, диссидент со стажем Хасен Кожа-Ахмет, политический активист и экс-депутат Парламента Жасарал Куанышалин, редактор газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан Есергепов. Известный деятель культуры Болат Атабаев проходит в числе обвиняемых в организации беспорядков в Жанаозене. Да и представитель профсоюза «Защита» Юрий Виньков раньше являлся гражданином Казахстана и возглавлял «Рабочее движение». И только спешный выезд в запредельную страну позволил ему избежать тюремного заключения.

После окончания работы круглого стола все его участники направились к памятнику казахстанскому мыслителю Абаю, который совершенно неожиданно стал связующим звеном между российской и казахстанской оппозицией. Возложение цветов прошло без эксцессов, несмотря на многочисленное присутствие сотрудников спецслужб и полицейских в штатском. Кстати, поэт и просветитель в свое время тоже считался инакомыслящим, так что живи он в современном Казахстане, вполне бы мог оказаться в числе узников совести.

Андрей Гришин

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА