16 november 2024




Новости Центральной Азии

Казахстан: Подсудимые нефтяники в Актау сказали последнее слово; судья ушел писать приговор

18.05.2012 13:56 msk, Фергана

Казахстан

На судебном процессе по жанаозенским событиям, который проходит в Актау (Казахстан), наступил перерыв - судья удалился писать приговор.

Последним действием на суде было последнее слово подсудимых. Республика.kz в репортаже из зала суда пишет, что «две женщины и 35 взрослых мужчин говорили о том, что чувствуют, не сдерживая слез». Все подсудимые говорили о пытках во время следствия и просили прощения у тех, кого оговорили под пытками и под давлением. Так, подсудимая Роза Тулетаева сказала: «Единственный, у кого я прошу прощения, это мой друг — Уткилов Шабдол. Только у него одного прошу прощения за то, что оговорила его». Рассказывая о пытках, Р.Тулетаева говорила: «Меня за шиворот таскали около двадцати человек. Не знаю, кто из них был прокурор, кто следователь — все они были одеты в гражданскую одежду. Когда шли в прокуратуру, тащили за шиворот, возвращались — то же самое». Адвокатов к подследственным не пускали: в Жанаозене был установлен комендантский час, и после шести вечера адвокаты не имели права приходить, поэтому если они и появлялись, то на час или полчаса. Роза Тулетаева и раньше рассказывала на суде, как над ней измывались, избивая, унижая и подвешивая за волосы, но в последнем слове она заявила: «Я не боюсь пыток. Но был момент, когда они мне сказали: «Мы сейчас приведем двух твоих дочерей, разденем их догола, и они на твоих глазах будут кричать. Ты ничего не сможешь сделать, просто будешь сидеть и смотреть на то, что мы будем с ними делать». Только после этого, только ради детей я подписала ту ложь».

Напомним, что прокуратура Мангистауской области не признала факта пыток во время следствия. Однако о пытках говорили все подсудимые. Максат Досмагамбетов заявил: «Когда меня били, я не получал никакой помощи. Медицинские работники видели мое избитое тело, а также они были свидетелями другой ситуации. Но от них я не получил никакой поддержки. Там, в ГУВД, мы прошли через все. Я видел такие ужасы... Что там вытворяли с ребятами, про это даже язык не поворачивается сказать. Про это стыдно говорить». Нарын Жарылгасынов подтвердил: «Я не пожелаю никому пережить то, что мы пережили в те дни в ГУВД Жанаозена. Нас били, над нами издевались, нас унижали. Опровергли наши заявления об издевательствах. До каких пор вы простой народ будите давить, как черных муравьев? Когда я хотел на себя наложить руки, меня остановила любовь к моей семье. Я решил держать себя в руках и дождаться того дня, когда я приду в суд». О том, как подсудимые ждали суда, чтобы заявить о своей невиновности и о пытках, говорили многие. А Женис Бопилов даже пригрозил: «Если нас посадят, правда вскроется. Мы пока молчим, надеемся, что нас выпустят. Но если нас посадят, мы все расскажем. Нам есть что сказать».

Процесс над 37 нефтяниками, которых обвиняют в организации массовых беспорядков, длился два месяца. Ни журналисты, ни присутствующие на суде наблюдатели не увидели доказательств вины нефтяников, об этом заявили и адвокаты. Вся доказательная база была построена на признательных показаниях нефтяников (после заявления прокуроров о том, что пыток не было, - эти показания были приобщены к делу) и на показаниях анонимных свидетелей - полицейских, которые участвовали в расстреле 16 декабря. Однако прокуроры потребовали для обвиняемых до 9 лет лишения свободы.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА