Узбекистан: Крупнейшее предприятие со стопроцентным индийским капиталом признано банкротом
В Узбекистане, не просуществовав и шести лет, приказало долго жить крупнейшее в Средней Азии текстильное предприятие со стопроцентным индийским капиталом - Spentex Toshkent Toytepa, сообщает независимый ташкентский веб-сайт Uzmetronom. Хозяйственный суд Ташкентской области признал его банкротом. Формальной причиной такого решения стало невыполнение в полном объеме обязательств по платежам за приобретенные активы, а также «низкие производственные показатели» предприятия.
Вскоре после прихода на узбекский рынок компания «Спентекс Ташкент Тойтепа» была награждена дипломами правительства республики за вклад в развитие легкой промышленности и как лучший экспортер. Фото с официального веб-сайта компании - Spentex.net
Издание напоминает, что предприятие, о котором идет речь, было создано на базе узбекско-корейского СП Kabool-Uzbek Co Ltd, в 2005 году также признанного банкротом и проданного за $50 миллионов.
Отметим, что официальная узбекская пресса пока никак не комментирует решение об изгнании всемирно известного и успешного индийского предприятия с узбекского ранка. Маленькое сообщение о банкротстве «Спентекса» на днях опубликовала только специализированная деловая газета «Биржа». В Узбекистане словно хотят замолчать это событие, «не выносить сор из избы», несмотря на то, что такое внезапное банкротство может оказать серьезное влияние на инвестиционный климат и на отношение к официальному Ташкенту со стороны международных деловых кругов.
По словам нашего собственного источника - одного из финансовых аналитиков Узбекистана, из-за боязни преследований не разрешившего называть его имя, - налицо не банкротство, а типичный государственный рэкет - отъем собственности.
«Технология отработана. Приходит инвестор, покупает, берет обязательства, вкладывает деньги. После того, как он вложил половину от своих обязательств, ему создают проблемы в работе - сбыт, конвертация, могут сырье на переработку не поставлять... Далее процедура банкротства , продажа нужному банку за копейки, поиск нового лоха, продажа ему того же, но уже дороже процентов на 70, - рассказывает эксперт. - И юридически инвестор ничего доказать не сможет. Ведь здесь для того, чтобы вести бизнес, просто неизбежно приходится совершать правонарушения — такая модель заложена изначально. Если конвертации нет, то как тебе с поставщиками расплачиваться, как товар закупать? Разумеется, такие экономические преступления, условия для совершения которых созданы самим государством, чрезвычайно легко раскрываются».
Источники «Ферганы» сообщают, что примерно по такой же схеме после возбуждения уголовных дел по обвинениям в экономических преступлениях в Ташкенте были закрыты два крупных супермаркета, владели которыми бизнесмены из Турции. Один из них - турецкий гражданин и бывший глава торгового центра «Туркуаз» Вахид Гунеш - в конце апреля текущего года обратился в суд с иском против властей Узбекистана по факту применения к нему пыток, а также по восстановлению конфискованной собственности.