Россия: Юристы и правозащитники направили письмо международным организациям о нарушениях Россией предписаний Европейского суда
Российские юристы и правозащитники направили в структуры Совета Европы письмо, в котором говорится о беспрецедентной череде нарушений властями РФ предписаний Европейского Суда о приостановке принудительного возвращения заявителей в страны, где для них существует серьезный риск подвергнуться пыткам. Напомним, что в конце марта из Москвы при попустительстве или содействии российских правоохранителей был похищен таджикский бизнесмен Низомхон Джураев. «Фергана» приводит письмо правозащитников и юристов полностью.
Председателю Европейского Суда по правам человека
Комиссару по правам человека Совета Европы
В Комитет Министров Совета Европы
В Комитет по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ
17 апреля 2012 г.
Мы, представители заявителей Европейского Суда по правам человека и неправительственных правозащитных организаций, полагаем необходимым обратить внимание Совета Европы на систематические нарушения властями Российской Федерации предписаний Европейского Суда, направленных в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, о приостановке выдачи и высылки заявителей в страны, где они могут столкнуться с риском подвергнуться запрещенному обращению.
Несколько таких случаев имели место уже после вынесения Судом решения по делу «Искандаров против России» (№ 17185/05, постановление от 23 сентября 2010 года), где Правительство РФ было признано ответственным за похищение и перемещение заявителя в Таджикистан. В делах «Савриддин Джураев против России» (№ 71386/10), «Абдулхаков против России» (№14743/11), «Козиев против России» (№ 58221/10) и «Зохидов против России» (58221/10) заявители исчезли на территории России и впоследствии обнаружились в следственных изоляторах Таджикистана и Узбекистана, о чем представители заявителей сообщили Суду. В письме от 25 января 2012 года Секретариат Суда проинформировал Уполномоченного РФ при Европейском Суде о глубокой озабоченности Председателя Суда в связи с этой ситуацией, ее потенциальным негативным влиянием на авторитет Суда и «возможным продолжением подобных неприемлемых инцидентов в делах других заявителей, где сохраняется действие обеспечительных мер в связи со значительным риском нарушения в странах назначения их прав, гарантированных статьями 2 и 3 Конвенции». К письму прилагался список имен 25 заявителей, высылка и выдача которых приостановлена в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда.
Несмотря на обеспокоенность Суда столь беспрецедентной ситуацией, уже через 2 месяца после направления этого письма произошел аналогичный инцидент. 29 марта 2012 года в Московской области исчез Низомхон Джураев – заявитель по делу, ожидающему рассмотрения в Суде (дело № 31890/1), и упомянутый в списке. Суд был проинформирован об этом в тот же день. 2 апреля 2012 года Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека сообщил, что власти РФ не располагают информацией о его местонахождении. 7 апреля 2012 года стало известно, что заявитель помещен в следственный изолятор службы безопасности Таджикистана. Тогда же он был показан в передаче по таджикскому телевидению: он заявил, что добровольно прибыл в Таджикистан и сдался властям.
Необходимо обратить внимание на сходство этих обстоятельств с указанными выше делами. Так, Махмадрузи Искандаров, Савриддин Джураев и Сухроб Козиев, также разыскиваемые таджикскими властями, были похищены в России неизвестными лицами и затем принудительно, без паспортов и иных проездных документов, вывезены в страну назначения, где всех их жестокими пытками вынудили подписать явки с повинной и заявить о якобы добровольном возвращении.
Дело Низомхона Джураева аналогично предыдущим, которые вызвали обеспокоенность Председателя Суда. Ни один из упомянутых выше заявителей не смог бы пересечь границу Российской Федерации без санкции на это властей РФ. В упомянутом выше деле Искандарова ответственность российских властей за похищение и перемещение заявителя в Таджикистан была установлена Судом. Тот факт, что инцидент с Низомхоном Джураевым имел место не только после вынесения Судом постановления по делу Искандарова, но и после письма Суда от 25 января 2012 года, свидетельствует о пренебрежении к предписаниям Суда, выказываемом властями РФ.
Мы полагаем, что подобные повторяющиеся ситуации в нарушение обязательств российских властей по Конвенции стали возможны из-за отсутствия эффективного расследования каждого из указанных случаев, что приводит к безнаказанности лиц, ответственных за эти грубейшие нарушения. Кроме того, власти РФ не предпринимают никаких попыток исправить сложившееся положение и добиться возвращения заявителей, незаконно переданных в распоряжение властей запрашивающих государств. Меры, о которых российские власти сообщают Суду, представляются совершенно неэффективными и не могут защитить кого-либо от возможного похищения. В частности, они указывают, что копии письма Суда от 25 января 2012 года были разосланы всем соответствующим государственным органам. Однако, поскольку заявители были незаконно перемещены через границу РФ без прохождения пограничного контроля, такое формальное действие лишено какого-либо практического смысла. Некоторые из упомянутых в списке 25 заявителей были опрошены органами прокуратуры о том, не поступали ли к ним угрозы и не предпринимались ли в отношении них попытки похищения. Совершенно очевидно, что эта мера не может исключить подобные попытки в будущем в отсутствие политической воли, направленной на их предотвращение.
Во всех случаях власти утверждают, что не несут ответственности за перемещение заявителей в Таджикистан. Они также отказываются принимать меры к возвращению заявителей, отправленных в Таджикистан и Узбекистан, ссылаясь на суверенитет этих стран и отсутствие соответствующих правовых механизмов. Однако данная мотивировка совершенно неубедительна, поскольку во всех указанных случаях речь идет об исчезновении заявителей и их тайном перемещении в страны назначения. Такое возможно только при наличии внеправовых взаимоотношений между российскими властями и властями этих государств.
В связи с вышеуказанным, просим Вас настойчиво добиваться от российских властей восстановления нарушенных прав Махмадрузи Искандарова, Савриддина Джураева, Сухроба Козиева, Низомхона Джураева и Рустама Зохидова и возвращения их в Россию. Исполнение этого продемонстрирует уважение Российской Федерации к ее обязательствам по Конвенции и важность защиты прав человека для Правительства РФ.
Обращение подписали::
Правозащитный центр «Мемориал» - Татьяна Касаткина, исполнительный директор;
Комитет «Гражданское содействие» - Светлана Ганнушкина, председатель;
Анна Ставицкая, адвокат, представитель заявителей в ЕСПЧ;
Елена Рябинина, представитель заявителей в ЕСПЧ, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека»;
Надежда Ермолаева, адвокат, представитель заявителей в ЕСПЧ;
адвокаты и юристы, представляющие интересы заявителей в ЕСПЧ и оказывающие им правовую помощь на национальном уровне (12 подписей).