ЭРГ: В Узбекистане участились случаи арестов молодых людей по обвинению в религиозном экстремизме
В Узбекистане участились случаи задержания молодых людей за совершение административных правонарушений, после чего против них фабрикуются дела по обвинению в религиозном экстремизме, сообщает Экспертная рабочая группа (ЭРГ).
По словам председателя Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурата Икрамова, на днях в Ташкентской и Бухарской областях было арестовано несколько человек в возрасте 25-35 лет за, якобы, невыполнение законных требований работника милиции или мелкое хулиганство. Их отправили на 10-15 суток в изоляторы временного содержания (ИВС), где, применив к ним пытки, сфабриковали против них уголовные дела по обвинению в религиозном экстремизме.
По данным ЭРГ, аналогичные случаи произошли также в Кашкадарьинской области (арестованы трое молодых людей), Хорезмской (пятеро) и районе Беруни Республики Каракалпакстан (трое). По мнению Икрамова, масштабы арестов гораздо больше, чем это могут отследить правозащитники.
Отметим, что ЭРГ не указывает имен арестованных, а также конкретные даты арестов и судов, но акцентирует внимание на тенденции к росту числа задержаний и количества «антирелигиозных» уголовных дел.
ЭРГ приводит критерии, по которым правоохранительные органы Узбекистана вычисляют «религиозных экстремистов» и «фундаменталистов»: это регулярное посещение мечети; регулярное одиночное или групповое совершение мусульманской молитвы; наличие членов семьи, родственников и друзей, которые отдают предпочтение религиозному образу жизни; предпочтение религиозных одежд и атрибутов (например, закрытые лица женщин или бороды у мужчин) и тому подобное.
В последнее время правоохранительные органы отслеживают тех, кто занимается просмотром или прослушиванием проповедей или лекций на исламскую тематику посредством мобильных телефонов, а также хранят и распространяют такие материалы.
По информации ЭРГ, в январе и феврале 2012 года в Бухарской и Хорезмской областях были арестованы группы молодых людей, в мобильных телефонах которых были обнаружены аудио- и видеозаписи религиозных проповедей, включая радиопередачи осужденного в 2010 году узбекского журналиста Хайруллы Хамидова.
Задержанные сначала были помещены в ИВС по обвинению в мелком хулиганстве, а после того, как к ним были применены пытки, они, якобы, признались в том, что являются членами запрещенной в Узбекистане религиозной группы «Нурчилар» («Нурджулар»). Их показания стали основанием для возбуждения уголовного дела и обвинения их в религиозном экстремизме.
Как отмечает ЭРГ, «для признания «экстремистского характера» обнаруженных в мобильных телефонах материалов правоохранительные органы чаще всего прибегают к услугам подконтрольных государству экспертов, которые всегда выполняют то, что им говорят следователи. При этом совершенно не учитывается, что большинство обнаруженных материалов ранее были в свободном пользовании и обороте на территории страны и до сих пор доступны в интернете».
Между тем, по данным ЭРГ, узбекские власти стали активно проводить практически во всех учебных заведениях страны пропагандистские мероприятия по предотвращению распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма и фундаментализма. Администрациям учебных заведений велено бороться с использованием учащимися мобильных телефонов для хранения, ознакомления с и распространения религиозных материалов.