Узбекистан: Суд над журналисткой Еленой Бондарь состоится в Ташкенте 6 апреля
«Здравствуйте, мне позвонил дознаватель Дадакузиев, сообщил, чтобы я явилась в суд Юнусабадского района к 16.00». Такое сообщение многие друзья ташкентской журналистки Елены Бондарь получили от нее вечером в четверг. Именно так - устно, безо всякой повестки, - приглашают ныне на судилище журналистов Узбекистана. Суд пройдет в Ташкенте уже в пятницу.
Елена Бондарь
«Дело Елены Бондарь» началось в сентябре 2011 года, когда на сайт «Ферганы» начали приходить странные письма, к сожалению, вызвавшие интерес нашей редакции. А 30 марта 2012 года журналистку вызвали в ГУВД города Ташкента и обвинили (опять же устно, без предъявления какого-то письменного обвинения) по статье 156 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан («возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды»).
Елену Бондарь обвиняют в написании текстов, к которым она не имеет никакого отношения. И в том, что она якобы собиралась написать интервью, в котором должна была «оговорить народ Узбекистана».
Что грозит Лене на суде 6 апреля? Минимум — наказание по статье 184-3 - «Изготовление, хранение или распространение материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду». Данная статья влечет наложение штрафа на граждан а размере от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток с конфискацией материалов и соответствующих средств для их изготовления и распространения. Максимум — тюремный срок в несколько лет. И это все — на фоне громких заявлений правительства Узбекистана о «демократизации», звучащих в унисон с надеждами их европейских партнеров на «либерализацию» и «прогресс в области свободы слова».
Следует отметить, что дознавателем по данному делу являлся некий господин Дадакузиев - тот же, что и по делу Леонида Кудрявцева, сотрудника отдела прессы и общественных связей посольства Великобритании в Узбекистане, оштрафованного в июле 2011 года на $1600.
«Фергана» внимательно следит за данным делом — одним из многих в длинном ряду случаев преследования независимых журналистов Узбекистана.