Международная Кризисная группа: Этническое противостояние на юге Кыргызстана расширяется
Международная Кризисная группа (International Crisis Group, ICG) опубликовала отчет об этническом противостоянии на юге Кыргызстана. В этом отчете говорится, что ситуация не стабилизируется, а наоборот: этническое противостояние расширяется и может иметь серьезные последствия в будущем. «Правительству Кыргызстана не удалось снять межэтническую напряженность на юге страны, - говорится в отчете, - и она продолжает расти, поскольку насилие 2010 года произошло, в основном, из-за невнимательности государственной власти и антиузбекской политики южных лидеров. В Оше, втором по величине городе в стране, где более 420 человек погибли в июньских межэтнических столкновениях, по-прежнему правит мэр - яростный киргизский националист, который ясно дал понять, насколько низко он ставит столичную власть. Внешне город вроде бы успокоился, но ни киргизы, ни узбеки не чувствуют себя в безопасности. Узбеки подвергаются незаконным задержаниям и изгнаны из общественной жизни».
В резюме отчета МКГ говорится, что ситуация не изменилась с приходом к власти президента Алмазбека Атамбаева. Члены президентской администрации встревожены ростом напряженности на юге, но утверждают, что у них нет возможности повлиять на ситуацию.
«Узбеки говорят, что киргизское большинство вытесняют их из общественной жизни и из бизнеса, большинство узбекских СМИ закрыты, а националисты характеризуют узбекскую диаспору как обособленную и занимающую подчиненное положение», - говорится в отчете. Международные организации сообщают о продолжающихся преследованиях со стороны коррумпированной полиции и прокуратуры, наблюдатели уверены, что это давление осуществляется с молчаливого одобрения южных властей.
«Многие узбекские предприниматели покинули страну, предприятия, принадлежащие узбекам, захвачены - и меньшинство перестало играть важную роль в экономике юга, - говорится в отчете. - В людях зреет ощущение физической и социальной изоляции, и это вызывает гнев - не только среди молодежи, но и среди узбекской элиты и представителей среднего класса. Это усугубляется острым осознанием того, что людям некуда бежать: ни Россия с ее антиазиатскими и антимигрантскими настроениями, ни Узбекистан с его авторитарным режимом не являются привлекательной альтернативой. Узбеки далеки от призывов к насилию, у них нет признанных лидеров, - но в их разговорах то и дело всплывает тема возмездия или того, что справедливость рано или поздно восторжествует».
МКГ полагает, что июньские события, репрессии в отношении узбекского населения и его маргинализация спровоцируют рост сторонников радикальных исламистских движений, например, Хизб ут-Тахрир, хотя и не приведут к всплеску исламистского насилия. В отчете сказано, что устойчивое исключение узбеков из всех областей общественной жизни создает у этнического меньшинства впечатление, что у них не осталось никаких средств правовой защиты, кроме незаконных. И хотя запуганное молчание узбеков представляется южным киргизским националистам победой, нужно понимать: отсутствие четкого руководства внутри узбекской общины может замедлить развитие протеста, но при этом сделать его более непредсказуемым. То, что центральная власть отказывается действовать, лишь ухудшает и усугубляет ситуацию. Чем дольше Бишкек ждет, тем труднее будет что-либо изменить.
В отчете содержатся рекомендации правительству Кыргызстана и международному сообществу. Правительству рекомендовано назначить квалифицированных узбеков на государственные должности в местных органах власти, в полиции, судах, в системе образования и проч. Начать вещание в местных СМИ на узбекском языке и использовать этот канал для разговора с узбекским населением. Улучшить инфраструктуру в узбеских поселках: отремонтировать дороги, наладить водо- и электроснабжение, построить детские площадки и спортивные сооружения. Провести антикоррупционную кампанию в узбекских районах, население которых особенно страдает от злоупотреблений чиновников. Поддержать меры по искоренению пыток в полиции и службах безопасности, запретить признания, полученные с помощью пыток, сделать регулярной ротацию старших чинов полиции и службы безопасности.
В докладе говорится, что необходимо следовать рекомендациям Специального докладчика ООН по вопросу о пытках. Например, необходимо внести поправки в Уголовный кодекс по определению пыток как серьезного преступления; прописать в Законе об Амнистии, что лицо, осужденное за применение пыток, не имеет право на амнистию; доказательства, полученные с помощью пыток, должны быть законодательно запрещены в судах, и так далее.
Международному сообществу, помимо прочего, рекомендовано «дать понять мэру Оша Мелису Мырзакматову и другим национальным лидерам, что дискриминационная политика в отношении этнических меньшинств в Кыргызстане может не только принести вред стране - но и лишить доступа к международному финансированию».
В докладе собран очень интересный материал, например, беседы с ведущими кыргызстанскими политиками «off-the-record», т.е. не для открытой публикации. Так, некоторые ведущие киргизские политики откровенно говорили, что «узбеки не уважают нашу культуру», и если бы не твердая позиция киргизов, то узбеки бы «нас раздавили». «Северные» политики в приватных беседах называют Мырзакматова «уродом», который связан с организованной преступностью, что члены его партии - это «почти бандиты», которые насмехаются над требованиями центральной власти. Политики говорили о том, что члены ОПГ захватывали здания в июне, участвовали в организованных погромах. За то, что нападали на узбекские махалли, бандитам отдали узбекскую часть города «на разграбление»: они получили свободу в вымогательстве, незаконных задержаниях, им было позволено жестокое обращение с узбекским меньшинством. В частности, говорили о присутствии в городе бандитов из группировки Алмамбета Анапияева, но сам он говорил в интервью, что «его мальчики были на улице во время беспорядков, но только для того, чтобы предложить медицинскую помощь».
Политики говорят и о причастности южных лидеров к наркотрафику, хотя сам Мырзакматов эти обвинения с негодованием опровергает и считает эти обвинения политическим «черным пиаром».
Полный текст доклада Международной Кризисной группы (на английском языке) можно прочитать здесь.