Глава делегации Евросоюза в Узбекистане надеется на скорое возвращение в эту страну западных журналистов
«У меня нет конкретных сигналов о возможных сроках возвращения. Но, конечно, я надеюсь, что это произойдет не в очень отдаленном будущем», - сказал Жустен в интервью Deutsche Welle. - «Я полагаю, что это один из аспектов нашей деятельности - стараться помочь иностранным журналистам приезжать сюда работать. Это часть того прогресса, который мы хотели бы увидеть [в Узбекистане]».
Заметим, однако, что в настоящее время, вместо того, чтобы стремиться к возвращению корреспондентов зарубежных СМИ, в свое время вынужденных покинуть республику, власти Узбекистана активно препятствуют въезду в страну других известных журналистов. Так, 1 марта 2012 года без объяснения причин выдворили прямо из аэропорта прилетевшую в Ташкент по личным делам журналистку Наталью Антелава. А 23 марта власти депортировали также только что прибывшую в Узбекистан российскую журналистку Викторию Ивлеву.
По словам Жустена, основные задачи представительства Евросоюза, ташкентский офис которого был открыт в январе 2012 года, заключаются в том, чтобы координировать локальные усилия отдельных европейский стран, поддерживать отношения с властями в Ташкенте и информировать жителей Узбекистана о деятельности ЕС. Никакого конкретного задания по выработке нового договора о сотрудничестве с Узбекистаном у представительства нет, отметил дипломат.
Напомним, решение об открытии в Узбекистане миссии Евросоюза было принято в январе 2011 года в ходе визита президента Ислама Каримова в Брюссель. Первый посланец ЕС прибыл в Узбекистан 23 мая 2011 года: политический дипломат Европейской службы внешней деятельности Ондрей Шимек занялся в Ташкенте подготовкой к открытию представительства ЕС, включая подбор здания для резиденции представительства и получение необходимой аккредитации. 20 января 64-летний бельгиец Норбер Жустен, назначенный главой делегации Европейского Союза в Узбекистане, передал узбекскому МИДу копию верительных грамот. Жустен с 1980 года работал в Европейской Комиссии, а в 2009-2011 годы возглавлял представительство ЕС в Казахстане.
По словам главы миссии ЕС, Евросоюз возлагает на нее большие надежды, а время для открытия представительства выбрано удачно. Жутсен отметил, что работа в Узбекистане не отличается от работы в других странах. Миссия поддерживает контакты с людьми на местах, у нее есть несколько источников информации, что позволяет надеяться на получение объективной картины ситуации в Узбекистане, о которой делегация будет информировать Брюссель.
Жустен отметил, что делегация будет сотрудничать и с международными НПО, например, с организацией из Словении Regional Dialogue, имеющей отделение в Узбекистане. «Она поддерживает контакты с местными НПО, а мы поддерживаем ее деятельность», - пояснил глава европейской миссии.
«Мы по определению не полагаемся только на информацию международных неправительственных организаций. Но если они работают в стране, то, конечно, становятся одним из наших источников информации, хотя и не единственным», - подчеркнул Жустен.
На замечание интервьюера о том, что узбекские власти не дают возможности работать в стране критически настроенным НПО, в частности, был закрыт офис организации Human Rights Watch, Жустен ответил, что эта тема не раз понималась на переговорах с узбекскими властями и ожидания на сей счет есть.
«Мы, как Европейский Союз, уже публично высказали свое мнение об ограничениях, налагаемых в Узбекистане на работу неправительственных организаций, и о необходимости соблюдать демократические принципы. Мы заявили, что испытываем обеспокоенность по этому поводу. Совет ЕС в 2009 и 2010 годах уже подчеркивал, что развитие отношений с Узбекистаном будет зависеть от укрепления демократии и защиты базовых прав граждан в этой стране», - сообщил глава миссии.
Корреспондент Deutsche Welle, напомнив, что Европарламент выражал обеспокоенность использованием детского труда в Узбекистане и по этой причине отказался заключать специальное соглашение с Ташкентом об условиях экспорта узбекского хлопка и текстиля, поинтересовался, планирует ли делегация следить за тем, как узбекские власти решают эту проблему.
«Мы как делегация не получали мандата на то, чтобы вести мониторинг этой деятельности. Но мы ведем политическую дискуссию о проблеме использования детского труда, в том числе с властями Узбекистана. Это сложная проблема, при решении которой нужно учитывать много факторов. Мы рассчитываем на то, что узбекские власти внесут ясность в этот вопрос», - заявил Норбер Жустен.