Кыргызстан: Адвокат Нурбек Токтакунов не смог узнать бюджет ГКНБ через суд
14 марта 2012 года в Бишкекском городском суде (Кыргызстан) прошел судебный процесс по делу об истребовании сметы расходов Государственного комитета национальной безопасности за 2011-2012 годы. Иск был подан адвокатом Нурбеком Токтакуновым в качестве частного лица.
В конце 2011 года Н.Токтакунов подал запрос о смете в ГКНБ. Комитет никакой информации не предоставил, заявив, что она является государственной тайной. Однако Н.Токтакунов настаивает на том, что ГКНБ нарушил его право на информацию, и в условиях высокой коррупции засекречивание бюджета правоохранительного органа представляет гораздо большую опасность для общества, чем какой-либо вред от ее обнародования.
30 января 2012 года состоялось заседание межрайоного суда (первой инстанции), на котором рассматривался иск Токтакунова об оспаривании действий (бездействий) ГКНБ, нарушающих право на доступ к информации, находящейся в ведении госорганов и органов местного самоуправления. Суд не удовлетворил иск адвоката, и адвокат подал апелляционную жалобу.
Сегодня, в начале процесса, представитель ответчика (ГКНБ) Ярослава Баженова заявила ходатайство, в котором потребовала провести заседание в закрытом режиме, поскольку во время заседания будет предоставлена информация, являющаяся гостайной. Но судья Антонина Рыбалкина ходатайство отклонила.
«Смета расходов должна быть открыта для общественности, - начал Нурбек Токтакунов. - Сокрытие данной информации способствует обогащению силовиков и непропорциональному усилению аппарата ведомства. Всем известно, что10 процентов любого бюджета «раскидывается» между «верхушкой» ведомства».
«Почему я считаю решение суда первой инстанции неправильным? Потому что мне отказано по той причине, что есть постановление правительства, что данная информация засекречена. Постановление правительства имеет меньшую юридическую силу, чем Закон «О доступе к информации». И если постановление противоречит закону, то суд должен руководствоваться законом. На суде первой инстанции я пытался выяснить, как запрашиваемая мной информация может угрожать интересам безопасности, но так и не получил ответа. Поэтому я прошу отменить решение суда первой инстанции и вынести решение предоставить мне сметы расходов ГКНБ 2011-2012 годов».
В свою очередь, Баженова заявила, что ГКНБ, отказывая предоставить информацию о расходах, руководствовался Законом «О защите государственных секретов». «Суд первой инстанции принял решение в соответствии с Конституцией и законодательными актами», - сказала Баженова.
Токтакунов попросил уточнить, что случится, если документы о бюджете ГКНБ будут рассекречены. Баженова объяснила, что разглашение данной информации повлечет за собой привлечение к уголовной ответственности.
И тут Токтакунов заявил ходатайство о приостановлении дела, поскольку возникла «невозможность этого рассмотрения».
«Сейчас возникли основания для возбуждения нового дела, - неожиданно заявил Токтакунов. - Вы говорите, что запрашиваемая информация является гостайной. Но у меня уже есть эта смета расходов, - и тут Токтакунов продемонстрировал суду смету. - Я получил ее на мероприятии, где присутствовали высокие чиновники, в том числе глава ГКНБ Шамиль Атаханов. Он не посчитал, что это распространение является преступлением и не воспрепятствовал этому. То есть он сам нарушил закон? Как вы защищаете засекреченную информацию, если я ее добыл? 200 экземпляров сметы было роздано на парламентских слушаниях. Так давайте теперь возбуждать уголовные дела по этому распространению?» - предложил Токтакунов.
«Если вы уже добыли нужную информацию, то зачем было обращаться в суд?», - спросила судья, которой вдруг стало интересно.
«Я занимаюсь бюджетными исследованиями, и на момент подачи иска эта информация была нужна мне для работы, - объяснил Токтакунов. - Я получил смету на бюджетных слушаниях в парламенте уже после подачи иска - мое право на доступ к информации было нарушено».
Однако суд постановил оставить без изменения решение межрайонного суда и в удовлетворении иска Нурбека Токтакунова отказать.
Сам Токтакунов так прокомментировал «Фергане» прошедший суд: «Данный курьезный процесс показывает, что либо работники ГКНБ валяют дурака и делают вид, что данная информация секретная, хотя на самом деле она давно открыта, либо ГКНБ не способен защищать государственные секреты. Я взял самое секретное ведомство, чтобы на этом примере вынудить правительство пересмотреть политику засекречивания той или иной информации. А главным принципом засекречивания должна быть целесообразность, которую в интересах государства и граждан должны определять эксперты», - сказал юрист.
Екатерина Иващенко