IRHA: В Таджикистане 70 процентов заключенных женщин осуждены за наркопреступления
В Таджикистане 70 процентов находящихся в заключении женщин осуждены по обвинению в употреблении и продаже наркотических средств. По этому показателю республика лидирует в списке стран Европы и Центральной Азии, которые были охвачены исследованиями правозащитной организации Harm Reduction International (IRHA).
12 марта, в день открытия ежегодной сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, IRHA опубликовала доклад «Причины для тревоги: осужденные за наркотики женщины в Европе и Центральной Азии и необходимость судебных и законодательных реформ» («Cause for Alarm: The Incarceration of Women for Drug Offences in Europe and Central Asia, and the need for Legislative and Sentencing Reform»). В нем приводятся данные по 51 стране за период с августа 2011 по февраль 2012 года, полученные от государственных учреждений, а также исследователей и представителей гражданского общества. Доклад впервые представляет подсчет количества женщин, осужденных по обвинению в преступлениях, связанных с владением, изготовлением, производством, покупкой и продажей запрещенных веществ.
Как следует из документа, в таджикских тюрьмах находятся 600 женщин-заключенных, из них 420 отбывают наказание за наркопреступления. В Кыргызстане из 300 заключенных женщин 100 осуждены за наркотики, что составляет 33,3 процента, в Казахстане 1080 женщин из 4237 (25,4 процента). Данных по другим постсоветским странам Центральной Азии нет.
В России за наркопреступления осуждены 19.628 женщин из 59.000 отбывающих наказание в заключении (33,1 процента). В количественном отношении это вдвое превышает число женщин-заключенных в странах Евросоюза вместе взятых.
Всего, по данным IRHA, в рассмотренных странах Европы и Центральной Азии из 112.575 находящихся в местах лишения свободы женщин 31.400 осуждены за наркопреступления. По словам сотрудницы IRHA Эки Якобишвили, как правило, у этих женщин есть проблемы с алкогольной или наркотической зависимостью, они нуждаются в поддержке, а не в наказании, однако власти многих стран предпочитают применять уголовное законодательство для решения социальных и экономических проблем.