Узбекистан: У здания Генпрокуратуры прошел пикет с требованием прекратить преследование мусульманок
Осужденные в Ташкентском областном суде в феврале 2012 года «за нарушение порядка преподавания религиозных вероучений» женщины-мусульманки и после вынесения приговора суда подвергаются преследованиям со стороны Службы национальной безопасности, сообщает Правозащитный Альянс Узбекистана. В знак протеста 21 февраля женщины провели пикет у здания Генпрокуратуры республики.
Насиба Аширматова (слева) и Гульчехра Туропова
Проживающие в городе Паркенте Ташкентской области Насиба Аширматова, Махсума Рахимхужаева, Ирода Мирзукурова и Махинур Холматова были осуждены по статье 241 Кодекса об административной ответственности («Преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации») и оштрафованы на пять минимальных окладов.
По словам самих женщин, они «никакой преподавательской деятельностью не занимались», а судили их на основании изъятой у них религиозной литературы, которая свободно продается в магазинах Паркента. Фактически же, уверены правозащитники, мусульманкам приходится отвечать за своих родственников, каким-то образом замешанных в религиозном экстремизме.
Так, уехавший в 1999 году на заработки муж Аширматовой Дильшод через год был застрелен в Кыргызстане, и с тех пор, по ее словам, она подвергается преследованиям со стороны властей, хотя о делах мужа не имеет ни малейшего представления. Аширматову вызывают на допросы, следят за каждым шагом, выставляют, по ее словам, как ваххабистку, незаконно уволили из детсада №5, где она работала медсестрой.
Факт преследования Аширматовой и членов ее семьи подтверждает и лидер ПАУ Елена Урлаева. По ее словам, после того, как женщина обратилась за помощью в ПАУ, был необоснованно арестован ее племянник Акмаль Тошев, работавший пастухом.
Подвергаются преследованиям и те верующие, с которыми Аширматова общается.
«Недавно еще одну находящуюся под контролем СНБ жительницу Паркента Гульчехру Туропову заставили под давлением написать донос о якобы причастности Ироды Аширматовой к экстремизму и «развратной деятельности» и подписаться чужим именем», - сообщила Урлаева.
20 февраля 2012 года Аширматову вызвали в РОВД Паркентского района, где потребовали у нее ксерокопию паспорта, фото и ряд других документов. После этого Аширматова и Туропова 21 февраля устроили пикет у здания генпрокуратуры в Ташкенте, держа в руках плакат с требованием свободы мусульманам Узбекистана.
Затем они сдали в приемную заявления с требованием «привлечь к ответственности сотрудников милиции и СНБ за преследование женщин-мусульманок в городе Паркенте». Столичные прокуроры обещали «принять меры» и попросили «больше не пикетировать прокуратуру».
«В советское время религию запрещали, но наступила независимость, я тогда была подростком, и увидела по телевидению в руках президента Узбекистана Ислама Каримова «Коран», - говорит Насиба Аширматова. - Сегодня же мы, как и многие мусульмане в нашей стране, не можем понять, почему власти преследуют людей за религиозные убеждения».