Кыргызстан: Мэр Оша еще раз заявил о себе как о спасителе нации
Вся вина за события июня 2010 года на юге Кыргызстана лежит на безответственных членах Временного правительства, затеявших игру с южными сепаратистами, заявил в интервью киргизской газете «Майдан.kg» мэр города Оша Мелис Мырзакматов.
«Члены Временного правительства для контроля над югом Кыргызстана пошли на сговор с лидерами узбекских сепаратистов и попали в сложную ситуацию. Это привело к непредвиденным кровавым столкновениям в Джалал-Абаде, к гибели наших сорока граждан, сожжению несколько домов родственников президента Кыргызстана», - поясняет Мырзакматов.
По его мнению, даже после трагических событий в Джалал-Абаде «власть не поняла, насколько опасно играть с сепаратистки настроенными силами. Они уже полностью ввязались в борьбу за власть».
Ошский мэр сообщил, что после апрельской смены власти за два месяца было зарегистрировано более 100 случаев разборок и ссор, произошедших между киргизами и узбеками.
«Я, как мэр города Ош, был уверен, что рано или поздно эти межнациональные ссоры могут привести к массовым межнациональным столкновениям, боролся с такими негативными и разрушительными процессами. Отправлял высшей власти – президенту, руководителям ГКНБ и МВД - сообщения, требовал незамедлительного принятия мер, просил найти виновных в возникновении межнационального пожара и их наказания. Но члены правительства были заняты только поиском своих врагов и реваншистов. Они сегодня говорят, что не только события в Джалал-Абаде, но и ошская трагедия была спланирована реваншистами, на меня, как на мэра города Ош, хотят возложить большую часть вины», - сетует Мырзакматов.
По его словам, массовые межнациональные столкновения спровоцировало высшее руководство страны, отказавшись реагировать на действия сепаратистов, а людям, старавшимся остановить беспорядки в стране, власть чинила препятствия.
Мэр Оша рассказал, что в ночь с 12 на 13 июня 2010 года Исмаил Исаков, занимавший тогда пост министра обороны, «созвал на экстренное совещание руководителей города, области, управлений ГКНБ и МВД и кратко доложил, что для силового вмешательства в погашенный нами скандал в городе Ош из города Андижан Узбекской Республики специальным рейсом прибывают 20 самолетов с отрядом отборных солдат».
На совещании говорилось, что целью вторжения узбекских вооруженных сил является уничтожение городских и областных руководителей, разгром управлений внутренних дел и безопасности, выведение из строя основных коммуникационных узлов, разгром городской инфраструктуры, выведение из строя воинских сил, продолжает Мырзакматов.
«По сведениям разведывательных служб, к ночному штурму города было привлечено пять тысяч солдат. Операцию было запланировано закончить за 4-5 часов, штурм должен был начаться утром, в 4 часа, сигналом должен был служить азан (призыв к молитве) с мечетей города. Всю ответственность за организацию охраны города Исаков возложил на мэра города и коменданта Курсана Асанова. Он сообщил, что узбекские солдаты - это не просто элитное подразделение, взявшее в свое время город Ленинабад Таджикистана и город Андижан Узбекистана, а безжалостные головорезы. Поэтому требовалась незамедлительная подготовка и необходимые ответные действия».
Далее Мырзакматов рассказывает, как организовывал оборону города.
«В ту ночь мы сделали все возможное. Многие высшие военные руководители и влиятельные люди покинули город, а простой народ остался, стал готовиться к ночному штурму... В спешном порядке я собрал сотрудников мэрии и депутатов горсовета, дал задание организовать гражданскую оборону города. Одному из своих заместителей поручил при опасной ситуации вывезти из города женщин и детей. Второму заместителю поручил построить баррикады на улицах города и мобилизовать добровольные вооруженные группы. На въездах в город были поставлены блокпосты, я отдал приказ не выпускать из города ни одного мужчину. Но горожане стали паниковать, стали пытаться покинуть город».
Мырзакматов объехал все блокпосты, «оказал моральную поддержку солдатам, стоявшим на посту, разговаривал с ними». Вернувшись в мэрию, выставил охрану на каждом этаже.
«Я понял, что пришло время, когда для целостности государства надо принять предначертанное судьбой, и, если надо, пожертвовать жизнью. Наступило 3 часа ночи 13 июня. Я вытащил пистолет из кобуры, там оказалось 13 патронов, вытащил один из них и положил в карман. Подумал, что если придется вести перестрелку с врагами, последняя пуля должна быть моей», - вспоминает Мырзакматов.
Затем ему позвонил комендант города Курсан Асанов, который сообщил, что все стратегические объекты охраняются. «После разговора со мной Курсан Асанов, словно прощаясь со мной, сказал: «Маке, у меня дети маленькие, если меня не станет, пригляди за ними, друг». Мы решили вместе идти до конца», - заявил ошский мэр. - «Я и защищавшие от врагов в ту ночь город Ош готовы были пожертвовать своими жизнями, чтобы не говорили, что мы позволили захватить город и растоптать его. Духи великого Манаса батыра, Тилеке батыра и Алымбека датки помогали нам в ту ночь».
По словам мэра, нападение узбекских солдат в последнюю минуту остановил президент Узбекистана Ислам Каримов, «за это мы ему глубоко благодарны. Иначе наш регион бы погряз в очень долгой гражданской войне».
Мырзакматов заявил в интервью, что в те дни некие внешние влиятельные силы стремились разделить Кыргызстан на две части. Он сообщил, что 10 апреля получил телеграмму из России (имя отправителя не назвал) такого содержания: «Вы должны создать Ошскую республику. Если будет нужна помощь, обратитесь к Ташматову Хамиду». Кроме того, к нему, якобы, несколько раз обращались «представители скрытых сил», предлагавшие 400 миллионов долларов США, «чтобы моими руками разделить государство на север и юг, потому что они видели во мне влиятельную политическую силу на юге страны», поясняет ошский мэр. Но «темные силы» не достигли своей цели: «Перед народом моя совесть чиста, я – потомок Тилеке батыра и Алымбека датка, до последних сил буду продолжать традицию защиты интересов кыргызской государственности».
«Я больше всего боялся остаться в истории мэром, оставившим город в опасности и сбежавшим. Также я не хотел остаться в памяти, как мэр Оша в период, когда он перестал бы быть кыргызским городом. Самая большая гордость – служить честно народу, найти поддержку и веру народа, претворять в жизнь стремление и веру лучших сынов народа. Одним словом, быть вместе с народом в радости и печали», - заявил Мелис Мырзакматов.