Узбекские железнодорожники обвиняют таджикских коллег в задержке грузов и подрыве авторитета Узбекистана
Руководство «Узбекской железной дороги» (УЖД) обвиняет своих таджикских коллег в невыполнении требований Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении, нежелании принимать грузы и стремлении подорвать авторитет Узбекистана в глазах железнодорожных администраций стран СНГ, говорится в опубликованном Азией-плюс тексте пресс-релиза узбекского диппредставительства в Душанбе.
Документ напоминает, что движение поездов на участке «Галаба-Амузанг», соединяющем Хатлонскую область Таджикистана с внешним миром, было полностью прекращено 16 ноября 2011 года из-за разрушения несущих опор железнодорожного моста (отметим, что слова «взрыв» и «теракт», которыми узбекская сторона оперировала ранее, в тексте не употреблены).
Далее говорится, что, поскольку восстановление железнодорожного моста может занять длительное время, «в целях своевременной доставки народно-хозяйственных грузов потребителям Таджикистана» руководство УЖД неоднократно заявляло к таджикским коллегам о готовности передать скопившиеся на разрушенном перегоне вагоны на душанбинский участок, для чего они были дислоцированы на станции расположенные вблизи межгосударственного железнодорожного пункта Кудукли, через который осуществляется передача грузовых поездов на Душанбинский участок.
Однако, говорится в пресс-релизе, по непонятным причинам руководство ТЖД затянуло решение этого вопроса. «При этом, в целях подрыва авторитета ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» («Узбекские железные дороги») и Республики Узбекистан ГУП «Рохи охани Точикистон» («Железные дороги Таджикистана») периодически направлялись сообщения в адреса руководителей железнодорожных администраций стран СНГ и Совет по железнодорожному транспорту о преднамеренной задержке данных грузов Узбекской железной дорогой», - сетует узбекская сторона.
Далее сообщается, что, проведя работу с грузоотправителями и грузополучателями, УЖД передала на Душанбинский участок 97 вагонов из числа следующих на Хатлонский участок, по остальным 265 вагонам прорабатывается вопрос по их переадресации с грузоотправителями и руководством ТЖД.
«Во избежание начисления на Таджикскую железную дорогу штрафных санкций за длительное нахождение на их территории грузовых вагонов принадлежности других железнодорожных администраций стран СНГ и в целях их своевременного возврата в страну-собственницу» УЖД решила использовать для перевода вагонов через поврежденный железнодорожный мост большегрузные автокраны. Таким образом, были переставлены через поврежденный мост и отправлены в страны-собственницы 100 порожних грузовых вагонов, сообщают узбекские железнодорожники.
«К сожалению, несмотря на принимаемые меры, работники Таджикской железной дороги в нарушение требований Соглашения о международном грузовом железнодорожном сообщении с декабря 2011 г. по станции Кудукли не принимают и отказывают в приеме 11 вагонов с нефтепродуктами, 10 вагонов с продовольственными грузами и 1 вагона с пиломатериалами, которые были переадресованы на Душанбинский участок Таджикской железной дороги согласно письменным обращениям грузоотправителей из Российской Федерации и Республики Казахстан. Тем самым, данные обстоятельства привели к скоплению вагонов на межгосударственном железнодорожном стыковом пункте Кудукли, что препятствует своевременному продвижению грузовых поездов назначением на Таджикскую железную дорогу», - говорится в пресс-релизе.
Что касается восстановления поврежденного перегона, то теперь этому, по словам авторов документа, мешают «зимние погодные условия и низкая температура воздуха».
Между тем, таджикская сторона уже 17 ноября предложила узбекским коллегам любую безвозмездную помощь по восстановлению поврежденного участка дороги, «однако никакой ответной реакции, и информации относительно сроков восстановления моста мы не получили», - сообщал заместитель начальника ТЖД Владимир Собкалов. И лишь спустя более двух месяцев Узбекистан проинформировал соседа о начале восстановительных работ. Которым теперь мешает природа.
Ранее на месте «взрыва» побывал корреспондент Еurasianet, который сообщил, что «повреждения моста не представляются серьезными и выглядят очень аккуратными, что несвойственно для терактов». По его словам, «мост опирается на двенадцать несущих опор – четыре группы опор по три в каждой. Повреждена самая дальняя, западная группа опор, само же железнодорожное полотно не нарушено. Несмотря на то, что бетон опор разрушен взрывом, стальные элементы внутри них выглядят целыми, хотя и немного погнутыми. На каждой из опор цемент отсутствует в средних секциях, внизу и вверху поврежденных участков видны одинаковые по размеру обожженные отметины».
По словам корреспондента Еurasianet, представители местной власти признают наличие в официальной версии событий политической подоплеки. «Это не теракт, не спрашивайте, что это. Это наш секрет», - сказал ему в Узбекистане некий государственный служащий.
По мнению таджикской стороны, такой небольшой мост при возможностях, которыми располагает Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», можно было восстановить в течение суток. В Таджикистане не верят в версию о теракте на мосту и считают, что решение узбекской стороны о закрытии железнодорожной линии носит политический характер.
Что касается предложения УЖД передать вагоны через межгосударственный стыковой пункт Кудукли в центр Таджикистана, чтобы оттуда грузы отправились на юг страны, то это, по словам Собкалова, сделать невозможно. Таджикские железнодорожники организовали вывоз автотранспортом из Душанбе пассажиров, следовавших в южные регионы республики, при этом ТЖД понесла колоссальные убытки.
«Однако мы категорически не можем согласиться с предложением узбекских коллег касательно приема грузов в центральной части республики и их дальнейшую перевозку на юг страны, - заявлял Собкалов в ноябре 2011 года. – У нас нет возможности принять в Душанбе эти грузы и организовать их доставку на юг страны, так как это требует больших эксплуатационных расходов на автотранспорт, что, в первую очередь, связано с движением автотранспорта через горные перевалы».