Кыргызстан: Заключенные СИЗО-1 отвергли официальную причину бунта и голодовки и назвали свою
В Кыргызстане уже десять дней проходит массовая голодовка заключенных. Акция протеста началась 17 января, по данным киргизских СМИ, в ней участвуют заключенные всех закрытых учреждений республики.
Поводом стал прошедший накануне обыск камер бишкекского СИЗО-1, после чего в учреждении произошли беспорядки: заключенные в знак протеста выбили двери, подожгли матрасы, уничтожили 20 камер видеонаблюдения. В СИЗО был введен спецназ, среди пострадавших - 30 заключенных и несколько сотрудников учреждения, семь человек были в тяжелом состоянии, чуть позже один из них скончался.
Госслужба исполнения наказаний (ГСИН) утверждает, что бунт заключенных был организован «общаком», то есть, группой криминальных «авторитетов», которые таким образом решили протестовать против этапирования Дамира Сапарбекова - члена группировки одного из влиятельных «воров в законе» Кыргызстана Камчибека Кольбаева. По мнению ГСИН, именно Кольбаев (Коля-кыргыз) инициировал беспорядки, а затем и голодовку. Многие заключенные использовали такую форму протеста как «зашивание рта».
Вскоре часть голодавших отказалась от участия в акции протеста, тем не менее, большинство осужденных продолжает голодать. Причем единых требований у них нет, по словам председателя комитета жен и матерей осужденных Динары Мукамбаевой, в основном, они требуют улучшить условия содержания. Среди требований, по данным СМИ, - отставка начальника ГСИН Шейшенбека Байзакова. Пока власть не удовлетворила это пожелание, однако у Байзакова сменились все заместители.
Между тем, 26 января с редакцией информагентства «Фергана» связались заключенные бишкекского СИЗО-1, они рассказали свою версию случившегося 16 января и попросили озвучить их единственное требование - наказать руководство ГСИН.
«СМИ неправильно пишут, что мы просим отставки Байзакова: мы не можем этого делать, так как это политическое требование. И открытых дверей камер мы тоже не просим - это смешно. Если нам надо открыть какую-то дверь, то наши ответственные договариваются с хозяином СИЗО, с этим проблем никогда не было», - заявил собеседник «Ферганы», не пожелав назвать свое имя.
Он сообщил, что голодовка объявлена потому, что «руководство ГСИН должно ответить за свои действия 16 января, когда 116 человек было избито, 16 из них находятся в тяжелом состоянии, у шестерых тяжелые переломы, еще один человек умер».
«Сейчас в СИЗО находятся 1380 человек, 600 из них «зашиты». Принимают пищу те, кто сидит за изнасилование, старики, больные и заключенные, которые занимаются хозобслуживанием. Вот про них и говорят, что якобы часть наших уже принимает пищу. Сегодня десятый день голодовки, люди падают от голода, помогите нам», - попросил заключенный.
Далее он рассказал свою версию событий 16 января.
«В 9 утра в камеры зашел спецназ — якобы, для проведения обыска. Нас вывели и стали избивать. Били так, что было вполне естественно, что наши начали давать «ответку». Один заключенный схватил спецназовца и перевернул его. Всё, теперь толпу невозможно было остановить. Мы давали сдачи. В ходе драки мы и двери выломали, и видеокамеры сорвали. Нам удалось выгнать спецназовцев, но они снова вошли и битва продолжилась. Когда начали бросать шумовые гранаты, все немного стихло. Пришло начальство СИЗО, омбудсмен, нас попросили вернуться обратно в камеры. Мы признаем, что все было разрушено. Но подчеркну, что специально мы матрасы не поджигали, они горели из-за искр от дымовых и шумовых гранат», - рассказал собеседник.
«Теперь о найденных наркотиках и ножах (сообщалось, что в ходе обыска камер СИЗО были обнаружены ножи и наркотики. - Прим. ред). Ножей у нас не было, они нам не нужны. Дело в том, что, по понятиям, если в ходе драки ты выхватил нож, то должен идти до конца. Поэтому для хозяйственных нужд мы используем ложки с отточенными концами, да и прятать их не надо. А ножи нам подкинули. В камерах их невозможно держать, они лежали в сейфе начальника. Периодически, когда надо сделать провокацию, их подкидывают нам. Наркотики у нас тоже не могли найти, их тоже подкинули. Да если бы и были, то пока открывают замок двери, мы можем смыть наркотики в унитаз. Наркотики есть у наркоманов, те сами их как-то добывают. А нам от «старшего брата» был наказ не покупать у милиции и не продавать наркотики, за это нам сломали бы все, что ломается», - продолжает осужденный.
По его словам, обычно проверки камер происходят иначе. «Спецназ не имеет права заходить туда, где сидят люди, по которым еще нет решения суда: вина человека судом не доказана и бить его нельзя. Спецназ заходит в камеры, где сидят люди со сроками. Сначала заходит работник ГСИН, говорит, что сейчас будет обыск, заключенных по одному обыскивают, выводят из камер и ставят лицом к стене. Но один заключенный всегда остается в камере, потому что мы не доверяем им (могут что-то подкинуть), а они - нам. Но 16-го было избиение без причин, к нам сразу же ворвался спецназ», - рассказывает собеседник.
Отвечая на вопрос о причине появления спецназовцев, он высказал две версии.
«Во-первых, это может быть направлено против сотрудников ГСИН, чтобы обвинить их в плохой работе: мол, при обыске нашли наркотики и ножи, началась драка. Вторая версия более вероятная: генерал (так заключенные называют главу ГСИН Ш.Байзакова. - Прим. ред.) под кем-то подписался, что покажет, кто здесь хозяин. Но такого раньше никогда не было, спецназ себе такого не позволял», - пояснил заключенный.
Он отверг также версию о том, что причиной бунта стал перевод криминального авторитета Дамира Сапарбекова в другое СИЗО: «по понятиям, мы не можем отказываться от этапа».
«Что касается заявления, что один заключенный умер от побоев (скончавшийся - Нурбек Аламбыев, по разным данным, был ВИЧ-инфицированным, умер от передозировки наркотиков или от отравления. - Прим. ред.), то как руководство, еще не проведя экспертизы, могло заявить, что он был инфицирован? Что касается инъекций и показанных следов от уколов на руке Нурбека, так я вам скажу, что наркоманы никогда не колят в руку, так как знают, что именно это место всегда проверяют милиционеры. Его избили и умер он от побоев», - уверен собеседник «Ферганы».
«За все это руководство ГСИН должно понести ответственность. Мы пойдем до конца», - заключил он.
По данным киргизских СМИ, за последние сутки за помощью к медикам обратились 115 человек. ГСИН приняло решение принудительно кормить участников голодовки — посредством внутривенного вливания раствора глюкозы.