21 january 2025




Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте сотрудники спецслужб спровоцировали верующего и арестовали его

25.01.2012 11:03 msk, Фергана

Узбекистан

В Ташкенте сотрудники спецслужб спровоцировали студента Исламского университета на распространение листовок, а затем арестовали его, сообщает Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ).

По информации ИГНПУ, 22-летний Фазлиддин Зайнуддинов, отслужив в армии, в 2011 году поступил в Ташкентский исламский университет, в свободное время посещал интернет-кафе и общался по сети с друзьями и знакомыми. В один из дней он завязал переписку с узбекским диссидентом, религиозным деятелем, имамом Мухаммадсолихом Абутовым, который после освобождения из тюрьмы живет в Швеции, где получил политическое убежище. Зайнуддинов не подозревал, что под именем Абутова с ним общается сотрудник Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана.

Утром 7 декабря 2011 года студент получил от «Абутова» письмо, в котором ему предлагалось выполнить поручение оппозиционного «Народного движения Узбекистана» (НДУ) — расклеить по Ташкенту листовки, за которыми ему следовало прийти на площадь «Истиклол» (бывшая Дружбы народов), при себе иметь тюбик клея.

В назначенное время Зайнуддинов прибыл в условленное место, где обнаружил сверток, в котором находились 80 листовок и 100 долларов США. Часть листовок Фазлиддин расклеил по городу. Все это время он находился под наблюдением организаторов провокации, которые вели фото и видео-съемку происходящего.

Утром 19 декабря сотрудники ташкентского ГУВД задержали Зайнуддинова и доставили в следственный изолятор. Студента обвинили в хулиганстве, быстренько провели заседание районного суда без участия адвоката и родственников задержанного, заполучили определение суда «на 15 суток ареста» и отправили Зайнуддинова отбывать наказание в камеру СИЗО.

Против него было возбуждено уголовное дело по статьям 159 (Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан), 244-1 (Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку), 244-2 (Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях) Уголовного кодекса Узбекистана. Однако из-за отсутствия фактов и доказательной базы следствие было вынуждено снять эти статьи и применить статью 244-3 (Незаконное изготовление, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания).

С первых же дней ареста Фазлиддин Зайниддинов подвергается психологическому воздействию, его родственники запуганы сотрудниками МВД, СНБ и следствием, требующими от них молчания. О случившемся с Фазлиддином его родные рискнули сообщить ИГНПУ по телефону.

По данным узбекских правозащитников, такого рода провокации спецслужбы и правоохранительные органы практикуют давно, с первых дней независимости Узбекистана. Так, в начале 1990-х в ташкентском вузгородке студентами был задержан человек в гражданской форме, который на столбах и на стенах студенческого общежития расклеивал провокационные обращения от имени оппозиционных партий. Во время задержания из кармана расклейщика выпало удостоверение на имя сотрудника МВД.

После взрывов в Ташкенте 16 февраля 1999 года и выступления по телевидению президента республики Ислама Каримова, обвинившего в терактах приверженцев религиозных течений и организации «Хизб ут-Тахрир», сотрудники МВД и СНБ, имея к тому времени большой опыт проведения различных провокаций и шантажа, начали кампанию по задержанию и арестам верующих, которые проводились по тому же сценарию, что и в случае с Зайнуддиновым: сотрудники спецслужб в гражданской форме знакомились с верующими и неверующими, давали им стопку листовок религиозного содержания и 100 долларов США за распространение их в общественном транспорте, на рынках, в махаллях и дворах микрорайонов. За «попавшимися на удочку» велась слежка с фиксацией их действий на видео и фото, затем их задерживали, арестовывали, подвергали пыткам, фабриковали против них уголовные дела и осуждали на долгие годы тюремного заключения. Таким образом, по данным ИГНПУ, за последние 13 лет по религиозным мотивам были осуждены более 15 тысяч граждан, из них около 11 тысяч все еще отбывают наказание.

Спецслужбы Узбекистана используют и другие способы провокаций: подбрасывание в дома верующих наркотиков, патронов, брошюр и листовок религиозного содержания. Как правило, сфабрикованные уголовные дела страдают отсутствием фактов и доказательной базы, однако это не мешает узбекскому правосудию выносить суровые приговоры. Что имеет место и сегодня, заключает ИГНПУ.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА