Казахстан: Семьям погибших в Жанаозене выплатят по миллиону тенге. Очевидцы сообщают о травле нефтяников и пытках задержанных
Семьям погибших в ходе массовых беспорядков в Жанаозене выплатят по миллиону тенге ($1=148 тенге) в качестве компенсации, раненые получат по полмиллиона, сообщает Kazakhstan Today со ссылкой на руководителя правительственной комиссии Умирзака Шукеева.
Ранее сообщалось, что на восстановление Жанаозена правительство выделило более трех миллиардов тенге.
По данным генеральной прокуратуры, в настоящее время оперативная обстановка как в городах Жанаозен, Актау и поселке Шетпе, так и в целом по региону стабильная и находится под контролем правоохранительных органов.
Тем временем, несколько очевидцев событий 16 декабря сообщили, что власти Казахстана вводят общественность в заблуждение, заявляя о всестороннем расследовании событий в Жанаозене и допуске в город независимых комиссий. На самом деле въезд и выезд из города до сих пор закрыт, утверждают участники пресс-конференции, которая прошла в Независимом пресс-центре в Москве, передает Республика.
На встречу с журналистами пришли корреспондент казахстанского видеопортала «Стан.ТВ» Шернияз Шагатай, сын жанаозенских нефтяников Абдрахман Шалабаев, блогер и правозащитник Галым Агелеулов. В Москву они приехали, чтобы рассказать о том, что на самом деле происходит на западе республики, и заявить о необходимости проведения расследования тех страшных событий. Иначе правда о декабрьских беспорядках в Жанаозене навсегда канет в Лету, и власти вместе с правоохранительными органами сотрут следы своих страшных преступлений, считают они.
Шернияз Шагатай стал очевидцем начала беспорядков в Жанаозене. 16 декабря вместе со съемочной группой он приехал в этот город снимать торжества, посвященные 20-летию Независимости Казахстана. На глазах у шокированных журналистов молодые люди в черном били арматурой автобус и автомобили. В толпе началась жуткая суматоха, во время которой полицейские хватали всех без разбору и увозили в райотдел. Задержать попытались и съемочную группу, но журналистам удалось вырваться. К тому времени были сожжены акимат (администрация), гостиница и ряд других зданий, а мобильная связь и Интернет отключены. Чтобы позвонить и доложить ситуацию начальству, журналистам нужно было отъехать от города на 20 километров.
У Абдрахмана Шалабаева в Жанаозене живут родители. Во время беспорядков он был в Алма-Ате, где учится. Созвониться с родственниками и узнать об их судьбе ему удалось лишь неделю спустя после трагических событий. Из телефонных разговоров Абдрахман узнал, что многие его знакомые пропали без вести, а морг города Жанаозен забит трупами. При этом родные погибших не могут захоронить их тела, потому что они исчезают. А самое страшное в этой ситуации то, что в городе продолжается травля нефтяников, заявил Шалабаев.
Блогер и правозащитник Галым Агелеулов, начиная с мая этого года, следил за развитием ситуации в Мангистауской области. Практически ежемесячно он ездил в Жанаозен и делал оттуда репортажи, пока доступ в город не оказался закрыт. В настоящее время независимые блогеры не могут попасть в Жанаозен, город круглосуточно охраняется полицией. Те, кто хочет оттуда уехать, тоже не имеют такой возможности. Зато туда спокойно пропускают блогеров из «группы поддержки» премьер-министра Казахстана Карима Масимова, отмечает Республика.
Большая часть информации, поступающая в СМИ с подачи власти, не соответствует действительности, заявляют участники пресс-конференции. Так, власть заверила общественность, что готова предоставить рабочие места и компенсации бастующим нефтяникам, даже созданы пункты для приема заявок, но дальше разговоров дело не идет.
«С тех пор, как в мае посадили в тюрьму юриста профсоюза нефтяников Наталью Соколову и требования самих нефтяников признали незаконными, власти и правоохранители Казахстана постоянно проводят провокации и пытаются наказать участников акции протеста за любые проступки», — считает Галым Агелеулов.
Хотя жизнь в Жанаозене постепенно начинает возвращаться в прежнее русло, многие горожане до сих пор не знают о судьбе своих родных, которых забрали на допрос и так не отпустили домой, рассказали участники пресс-конференции.
27 декабря «Азаттык» (казахская служба Радио Свобода) опубликовала рассказ 21-летней Асем Кенжебаевой, которая заявляет, что 16 декабря стала свидетелем жестоких пыток в подвалах городского управления внутренних дел Жанаозена. Рассказала о насилии над девушками, попавшими в подвал ГУВД, о пропавших без вести людях, разыскивающих их родственниках. По ее словам, в одном из подвалов побывал ее отец Базарбай Кенжебаев, который, вернувшись домой после допросов, умер от разрыва кишечника. Перед смертью он успел подробно рассказать журналистам о том, как его и его сокамерников избивали и пытали, добиваясь признания в мародерстве. «К утру пятеро из моей камеры взяли на себя вину, потому что не могли больше это выносить», - сообщил Базарбай Кенжебаев.