Спецдокладчик ООН Хуан Мендес: Пытки в Кыргызстане остаются безнаказанными
В Кыргызстане очень распространены пытки и жестокое обращение с заключенными, констатировал 13 декабря в Бишкеке специальный докладчик ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Хуан Мендес на пресс-конференции по итогам своего недельного пребывания в этой стране.
«Я знаю, что органы власти знакомы с этой проблемой и согласны с моей оценкой, даже предпринимаются попытки пресечения такой практики. Но пытки остаются безнаказанными, к их расследованию прилагают мало усилий, и это способствует росту числа случаев применения пыток, - отметил спецдокладчик. - Так, с момента включения статьи «Пытка» в Уголовный кодекс Кыргызстана в 2003 году по ней нет обвинительных приговоров, даже не возбуждаются уголовные дела. По полученным нами данным, лишь в 2011 году впервые были проведены достаточные расследования случаев применения пыток,пять сотрудников МВД были обвинены в злоупотреблении, но получили мягкие приговоры, некоторым дали условные сроки. Это печальные факты в части обязательств Киргизии в части пыток, они показывают пассивность судебных органов в этом отношении».
Мендес также выразил обеспокоенность тем, что 9 декабря Верховный суд в отношении дела, в котором факт пыток был установлен и доказан, вынес решение оправдать милиционеров, пытавших человека: «Я считаю, что это решение заслуживает порицания».
Спецдокладчик ООН особо подчеркнул, что суд должен исключать показания, полученные под воздействием пыток. Но на деле этого не происходит, что является серьезным нарушением международных обязательств Кыргызстана.
«Нельзя пользоваться отговоркой, что других доказательств нет», - заявил Мендес. - «Следует обратить внимание и на тот неприемлемый факт, что медобследование жертв пыток происходит спустя много дней, в результате сами жертвы пыток должны доказывать, что подверглись пыткам. Кроме того, я считаю, что Кыргызстан должен обеспечить норму, в соответствии с которой содержащиеся под стражей лица должны давать показания только в присутствии адвоката, которому они доверяют».
Хуан Мендес сообщил, что вместе с независимым судмедэкспертом посетил 15 мест содержания под стражей, провел встречи с гражданским обществом, жертвами пыток, заключенными и их адвокатами.
«Доступ был предоставлен на высоком уровне, но я должен сказать о нарушениях во время выполнения нами технических задач, согласованных с правительством. Первый случай произошел в СИЗО города Ош, где мы поняли, что о нашем приезде его начальство было предупреждено заранее, поэтому не было ничего удивительного в том, что мы услышали мало жалоб от содержащихся там людей, а многие просто отказались говорить о случаях насилия», - рассказал Мендес.
По его словам, в городе Узген Ошской области подполковник, дежурный по ИВС, вмешался в ход посещения Мендеса и насильно заставил его прекратить работу в изоляторе. «Последний случай произошел вчера в ИВС села Беловодское, где майор Зарылбек Ибрагимов (замначальника РОВД) вмешивался в наши беседы с заключенными ИВС, в связи с чем мы были вынуждены прервать наше посещение», - сообщил спецдокладчик.
Тем не менее, по словам Мендеса, ему удалось провести беседы с заключенными и жертвами пыток, в том числе находящимися на свободе, и сложить четкую картину нынешней ситуации. «Полный доклад нашего визита мы передадим правительству Кыргызстана, и как только получим его комментарии, обсудим доклад в ООН», - заявил Мендес.
В ходе своего выступления спецдокладчик ООН более детально остановился на работе юристов. Он отметил, что адвокатам устанавливаются серьезные препятствия в доступе к клиентам, большинство обвиняемых не могут нанять защиту, так как у них нет на это средств.
«В этих случаях используются дежурные адвокаты, которые играют пассивную роль: не дают рекомендаций, советов не давать показаний без них, а просто советуют подзащитному подписывать свои показания, что также мешает факту расследования пыток. Стало известно, что адвокаты встречаются и с другими препятствиями в своей профессиональной деятельности. Так, перед встречей с подзащитными им необходимо получить специальное разрешение», - отметил Мендес.
Останавливаясь на теме условий содержания в закрытых учреждениях, он сказал, что некоторые из них полностью непригодны для содержания людей. Мендес предложил правительству создать специальную комиссию, которая изучила бы положение дел и дала заключение о необходимости закрыть такие учреждения.
«Заключенным не предоставляются постельные принадлежности, у них почти нет возможности выходить на прогулку, душевые практически отсутствуют, а если есть, то там течет только холодная вода, свидания с родственниками, причем только кратковременные, разрешаются только с позволения начальника ИВС. Родственникам необходимо получать это разрешение у следователей, что открывает простор для вымогательства последними взяток. Если заболевшему срочно требуется медицинская помощь, то ограничиваются вызовом «Скорой помощи». Особенно я разочарован ситуацией с приговоренными к пожизненному лишению свободы. Они содержатся в одиночных подвальных камерах или с другими пожизненно заключенными, что только усиливает жестокое обращение», - отметил Мендес.
Затронул спецдокладчик и вопрос применения пыток на юге Киргизии после конфликта 2010 года. «Мы не получили прямых доказательств жестокого обращения, но очевидно, что на юге было беспрецедентное увеличение случаев применения пыток и жестокого обращения. Возможно, это было сделано под давлением, чтобы показать результаты работы по расследованию конфликта, но предвзятость в обществе существует. Мы видели статистику случаев, которая показывает большое количество пыток и несправедливые приговоры, которые выносятся в отношении этнических узбеков», - отметил Хуан Мендес.
Он сообщил, что имел честь проинтервьюировать известного правозащитника Азимжана Аскарова в его камере.
«У него было хорошее настроение, несмотря на одиночное заключение в ужасающих условиях подвального помещения. Он очень активен и хорошо осведомлен о происходящем в стране. Скоро будет очередное заседание Верховного суда по делу Аскарова, и я думаю, что у них будет возможность изменить приговор к пожизненному лишению свободы», - выразил надежду Мендес.
Далее спецдокладчик ООН перечислил свои рекомендации правительству Кыргызстана: «В области уголовного законодательства необходимо, чтобы определение «пытка» соответствовало Конвенции ООН. Также я призываю парламент быстрее создать Национальный превентивный механизм. Что касается безнаказанности применения пыток, то министры должны следовать примеру Генпрокуратуры, которая сделала для своих сотрудников заявление о том, что пытки надо прекратить.
Необходимо вести тщательное расследование дел, касающихся пыток, его должны производить независимые органы. Уличенные в применении пыток должны быть отстранены от занимаемых должностей. Суды должны принимать показательные признания, только если они сделаны в присутствии адвоката.
Необходимо избавиться от системы применения дежурных адвокатов и заменить ее хорошо финансируемой правовой помощью, которая должна сопровождаться информационной кампанией, чтобы подзащитные знали, что они не должны ничего говорить, пока им не будет предоставлен адвокат, которому они будут доверять.
Должна быть обеспечена независимость и прозрачность работы судмедэкспертизы, которую следует перевести из структуры ГСИН в Минздрав.
Что касается условий содержания, то я предлагаю, чтобы была создана комиссия высокого уровня и, как я сказал выше, некоторые ИВС были закрыты. Правительство должно сделать так, чтобы все места лишения свободы соответствовали минимальным стандартам содержания в таких местах. Для пожизненного заключения неприемлемы одиночные камеры, эти люди должны быть переведены в открытые колонии, чтобы у них была возможность для работы и отдыха».
Хуан Мендес представит доклад о своем визите в Кыргызстан на 19-й сессии Совета по правам человека в марте 2012 года.
Екатерина Иващенко