В Узбекистане — дефицит бензина и газа для заправки автомобилей, очереди у АЗС (фото)
В Узбекистане уже несколько недель наблюдается дефицит бензина и газа для заправки автомобилей. Возле автозаправочных станций выстраиваются вереницы машин. Дефицит топлива налицо, но официальные СМИ традиционно об этом умалчивают.
В Ташкенте после четырех часов дня у некоторых бензоколонок выстраиваются автомобильные очереди длиной в сотни метров. Многие АЗС и вовсе закрыты.
АЗС у Южного вокзала, Ташкент. Фото ИА «Фергана»
По словам водителей, в связи с дефицитом жидкого топлива многие заправки работают лишь по утрам и вечерам: «Днем они закрыты, говорят, что бензина нет. Все едут туда, где он может быть. Но без очереди сейчас нигде не заправишься. Иногда устанавливают лимит - не больше двадцати литров на одну машину», - рассказывает один из ташкентцев.
Дефицит бензина простые жители считают предвестником очередного повышения цен на топливо: «В декабре всегда все дорожает, вот они и экономят, дожидаются более выгодной для них цены».
Жители других регионов Узбекистана жалуются, что дефицит топлива стал практически обычным явлением: «В Самарканде уже много лет перебои и с бензином, и с газом», - сообщил мне самаркандский водитель.
Источник из Ферганской долины поведал, что в их регионе очереди за бензином длиннее, чем за газом. «А знаете, почему? Потому что газозаправочные станции работают на электричестве, а его у нас нет. Свет дают по 8 часов в день, причем в разное время. И заправки попросту не работают», - пояснил источник.
Бензиновые кризисы в Узбекистане случались и раньше. К примеру, летом 2007 года, когда Казахстан из-за дефицита топлива на внутреннем рынке ввел временный запрет на его экспорт. Следующий наблюдался в августе 2010 года, аналитики связывали его с банкротством компании Zeromax, у которой были большие долги перед структурами российского Газпрома, в связи с чем последний, по слухам, надавил на казахов, и они сократили экспортные поставки бензина и сырой нефти в Узбекистан. Через месяц большинство бензиновых заправок в Узбекистане было закрыто, у немногих действующих станций скопились огромные очереди автомобилей, а в областях страны топливо продавалось в магазинах в пластиковых бутылках по завышенной вдвое цене.
АЗС у Южного вокзала, Ташкент. Фото ИА «Фергана»
Газовое топливо
Еще хуже ситуация с метаном и пропаном: на заправочных станциях очереди автомобилей растягиваются на более чем километр, водители терпеливо ждут по несколько часов.
«Летом на заправку одной машины уходит от двух до трех минут. Но зимой с такой скоростью заполнять баллоны автомобилей не удается: не позволяет имеющееся оборудование», - говорят водители. По их словам, в холодное время года на заправку одной машины затрачивается от 10 до 15 минут, следовательно, десятая машина в очереди сможет заправиться лишь спустя полтора часа.
По официальным данным, в настоящее время в Узбекистане количество автомобильного транспорта, использующего сжатый природный и сжиженный углеводородный газ, превышает 17 процентов от общего числа автомобилей республики. По мнению местных экономистов, несмотря на большое количество автомашин, использующих газовое топливо, заправочных станций по-прежнему не хватает.
«Растущая популярность газовых баллонов требует увеличения количества самих газозаправочных станций. Сейчас их не так много, к тому же имеющееся оборудование не позволяет быстро заправлять баллоны. Так что пока не построят новые станции, автомобилисты так и будут мучиться», - считает один из ташкентских экономистов.
Очередь за бензином, улица Мукими, недалеко от станции метро «Хамза», Ташкент. Фото ИА «Фергана»
Комиссия Кабинета министров Узбекистана по экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) еще 30 мая 2011 года приняла решение о стимулировании использования сжатого природного газа и развития инфраструктуры автогазонаполнительных станций (АГНС). Планируется создать 345 дополнительных АГНС, организовать производство 560 тысяч единиц газовой аппаратуры и такого же количества газовых баллонов.
А пока владельцы автомобилей, работающих на газе, отнюдь не рады, что переоборудовали свои машины для работы на более дешевом топливе.
Александр Бенуа, Ташкент