Исчезнувший в Москве беженец нашелся под стражей в Таджикистане
В ночь с 31 октября на 1 ноября 2011 года в Институт прав человека (Москва) поступило сообщение о том, что менее чем за полчаса до этого в Москве, в районе станции метро Университет неизвестными людьми в гражданской одежде похищен гражданин Таджикистана Савриддин Джураев – заявитель Европейского Суда по правам человека, находящийся под защитой УВКБ ООН и получивший временное убежище в России. Об этом «Фергане» сообщила Елена Рябинина, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека.
«14 ноября нам сообщили, что Савриддин уже содержится под стражей в Худжанде и что привезли его туда не позднее 9 ноября, а перед этим он несколько дней находился в Душанбе. Прозвучало также, что он якобы добровольно вернулся на родину – однако эта версия не выдерживает критики, так как, не говоря уже обо всем прочем, из документов, удостоверяющих личность, у Джураева было только свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, не дающее права на пересечение границ, а паспорт он утратил несколько лет назад, будучи уже в России», - рассказывает Е.Рябинина.
Ранее, по словам правозащитников, Джураев провел 1,5 года в СИЗО-4 Москвы под экстрадиционным арестом в связи с запросом таджикских властей о его выдаче для уголовного преследования. Суть обвинений сводилась к тому, что в 1992 году 7-летний Савриддин, «… используя начало гражданского противостояния и возникшего хаоса в республике, с целью дестабилизации политической обстановки Республики Таджикистан и незаконного присвоения должностных полномочий государственных силовых органов…», примкнул к радикальным исламистам и с тех пор с ними не расставался. Генпрокуратура РФ вынесла постановление о его экстрадиции на основании представленных таджикской стороной документов, несмотря на множество содержащихся в них очевидных противоречий. Решение о выдаче, после его безуспешного обжалования, вступило в силу, но не подлежало исполнению, т.к. еще 7 декабря 2010 г. экстрадицию Джураева приостановил Европейский Суд, удовлетворив ходатайство защиты о срочном применении Правила 39 Регламента Суда в связи с тем, что на родине заявитель может подвергнуться пыткам.
Исчезновение Савриддина вызвало у его представителей в Европейском Суде по правам человека (ЕСПЧ) – адвоката Дарьи Трениной и руководителя программы «Право на убежище» Института прав человека Елены Рябининой, – серьезные опасения того, что его намереваются незаконно вывезти в Таджикистан. Эти опасения были отнюдь не беспочвенными: 8 сентября в Москве исчез, а уже через пять дней обнаружился под стражей в Худжанде его родственник, Шамсиддин Джураев.
Перед своим исчезновением он позвонил Савриддину и попросил его приехать на место ДТП, в которое якобы попал рядом с постом ГИБДД в районе Лианозова. Он успел также позвонить своему земляку и тоже попросил привезти Савриддина на место аварии, которой, как выяснилось, не было – по крайней мере, никто ничего не знал о ней даже на ближайшем посту. Еще двумя неделями ранее – 23 августа, – в центре Москвы исчезли земляк Джураевых, Сухроб Козиев (по данным правозащитников, таджиков было двое, но имя второго Институту прав человека неизвестно) и оказавшийся рядом с ними гражданин Узбекистана Муроджон Абдулхаков, вскоре после чего они также обнаружились в таджикских СИЗО. Стоит отметить, что Козиев, с которым Савриддин познакомился во время заключения в московском СИЗО, по версии таджикских правоохранителей был его «подельником».
После телефонного звонка о том, что Джураева увезли в неизвестном направлении, защита предприняла все возможное для предотвращения его принудительного вывоза из России: были экстренно переданы сообщения о возможном похищении в дежурную часть ГУ МВД по г. Москве, направлены срочные обращения в Генпрокуратуру, ФМС и Уполномоченному по правам человека в России. Также был проинформирован Уполномоченный РФ при Европейском Суде, в функции которого входит принятие мер к исполнению решений Страсбурга – в том числе, принятых в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда.
Особую озабоченность судьбой Джураева выразило Представительство УВКБ ООН в России, куда российские правозащитники сообщили о его похищении в первые же минуты после получения информации об этом. В ту же ночь было передано факсом заявление в ЕСПЧ с просьбой направить российским властям срочный запрос о мерах, принятых в связи с сообщением об исчезновении заявителя.
2 ноября Европейский Суд задал правительству РФ вопросы о том, располагает ли оно сведениями о местонахождении Савриддина Джураева, задерживался ли он в России, покинул ли ее территорию и был ли перемещен в Таджикистан с ведома российских властей. Правительство России должно ответить Страсбургу не позднее 18 ноября.