Узбекистан: Посетителей Генпрокуратуры и Верховного суда выгоняют за требование соблюдать Конституцию
В Генеральной прокуратуре и Верховном суде Узбекистана посетителям, требующим соблюдения норм Конституции республики, угрожают неприятными последствиями. Об этом «Фергане» сообщают ташкентские правозащитники.
4 ноября несколько узбекских правозащитников попытались попасть на прием к председателю Верховного суда Узбекистана. У приемной того же ожидали жители из разных уголков республики. Желающих записывают до 13 часов, сам прием начинается с 15 часов.
В 15.10 к приемной ВС подошла правозащитница Елена Урлаева с плакатом «Требую прекратить пытки арестованных!». Сотрудники ВС сообщили об этом в ГУВД Ташкента, и к зданию суда приехал все тот же Бахти с бригадой. Милиционеры вырвали плакат из рук Урлаевой, затем правозащитников запустили в приемную, где их продержали два часа, после чего отправили на прием к судье по фамилии Халиков. Выслушав правозащитников, судья сказал, что все их просьбы и требования передаст председателю Верховного суда.
«За пять лет работы председатель Верховного суда ни разу не вел прием граждан лично. Он, видимо, считает ниже своего достоинства принимать простых граждан Узбекистана», - отмечает узбекский правозащитник Владимир Хусаинов.
Тем временем Аделаида Ким составила обращение в адрес генерального прокурора Р.Кадырова, в котором сообщает, что «прокурорами отдела писем и обращений граждан Генеральной прокуратуры под руководством начальника отдела Амирова Щ.Ш. и сотрудниками управления уголовного розыска ГУВД г.Ташкента по имени Бахтиер и Бахром (фамилий я не знаю) совершены преступления против конституционных прав и свобод граждан, а также ряд других противоправных действий, подпадающих под признаки уголовно-наказуемых деяний».
Далее она пишет: «Ст.15 Конституции РУз установлено, что «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Руз». В течение года я безуспешно добиваюсь организации отделом писем и обращений граждан Генпрокуратуры Вашего личного приема в целях обжалования необоснованного решения заместителя Генерального прокурора Халимова Х.А. по заявлению о возобновлении производства в виду вновь открывшихся обстоятельств, установленных постановлением Пленума ВС РУз от 12.08.2008 г. Это право предусмотрено ст.8 Закона РУз «Об обращениях граждан» и нормами уголовно-процессуального законодательства (ст.524 УПК РУз).
В связи с этими длящимися нарушениями мной было принято решение о публичном предъявлении своих требований, что является неотъемлемым конституционным правом гражданина, закрепленного ст.ст. 29, 33 Конституции РУз, в соответствии с которыми «граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством РУз. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности».
Согласно порядку организации и проведения публичных мероприятий, предписанного Комментариями к ст.201 КоАО РУз, в компетентные органы мной заблаговременно было направлено уведомление о своих намерениях, на которое власти обязаны были отреагировать не позднее, чем за пять дней до предполагаемой даты проведения акции. Никакого решения органов государственной власти я не дождалась. Следовательно, я имела полное право реализовать свои намерения, поскольку основным принципом всеобщего права, на котором построено любое законодательство, является принцип «что не запрещено, то разрешено».
Вчера, 03.11.2011 г., после демонстрации публичного требования, я была пригашена для беседы прокурором отдела Заировым Б.Б., который заявил, что в этом месяце приема снова не будет. В связи с этим я направилась к зданию руководства Генпрокуратуры и потребовала от сотрудников охраны допуска к помощнику Генерального прокурора. Через 10 минут моего ожидания на место оперативно прибыли небезызвестные сотрудники ГУВД г.Ташкента Бахтиер и Бахром, которые угрожали мне, что в случае продолжения публичной акции я буду доставлена в милицию для составления протокола об административном правонарушении со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не подлежит сомнению, что они были «науськаны» на меня прокурорами отдела Генпрокуратуры по указанию своего начальника Амирова Щ.Ш.
Господин Генеральный прокурор! Я считаю, что действиями прокуроров отдела писем и обращений граждан Генеральной прокуратуры и сотрудниками ГУВД г. Ташкента совершены преступления против конституционных прав и свобод граждан и ряд должностных преступлений, предусмотренных ст.ст.141, 144, 205-208 УК РУз. ПРОШУ провести служебную проверку для привлечения виновных в совершении преступлений против Конституции РУз к установленной ответственности. Во избежание сокрытия от Вас данного обращения оно будет выложено во всемирную сеть», - предупредила Аделаида Ким и отправила копии обращения в хокимият (администрацию) Ташкента, начальнику ГУВД и президенту Узбекистана Исламу Каримову.