В своей новой книге Ислам Каримов вспоминает о тяготах Узбекистана на пороге достижения независимости
В издательстве «Узбекистан» к 20-летию независимости республики вышла книга президента Ислама Каримова «Ўзбекистон мустакилликка эришиш остонасида» («Узбекистан на пороге достижения независимости») на узбекском языке.
Как отмечает сайт Подробно.Uz, «это история чрезвычайно сложной и тяжелой борьбы в 1989-1991 годах за обретение Узбекистаном независимости», «книга свидетельствует о проницательности, стратегическом мышлении, безграничной любви и преданности Президента своему народу и стране», «в ней также детально излагаются важные стратегические взгляды на ближнюю и дальнюю перспективу, концептуальные подходы и выводы».
«Вспомним 1989 год, когда еще господствовала советская коммунистическая система. В конце мая - начале июня произошли зловещие события, получившие название «ферганской трагедии», которые потрясли весь бывший Союз и могли взорвать ситуацию не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии, - приводит Подробно.Uz цитаты из книги Каримова. - Именно в эти дни конца июня 1989 года, когда обстановка в республике была предельно накалена, а в Ферганской долине и в некоторых регионах Ташкентской, Сырдарьинской и других областей земля буквально горела под ногами, я был назначен на должность руководителя Узбекистана.
Должен сказать, что в тот сложнейший период эти, без всякого сомнения, чрезвычайно опасные события нельзя было остановить, не вникнув, не поняв и не раскрыв истинные причины все более расширяющейся трагедии. Многие помнят, как тогда этим событиям на самых высоких уровнях политического руководства бывшего СССР давались односторонние и привычные для того времени оценки, распространялись ложь и клевета, делались попытки обвинить наш народ в национализме.
А кое-кто для того, чтобы увести общественное мнение от истинных причин трагедии, сочинял версии о том, что причиной этих событий якобы стал скандал на рынке вокруг тарелки клубники. В действительности же в основе всего этого лежали обанкротившаяся административно-командная система, политика игнорирования национальных, экономических и социальных интересов республики, политика диктата и унижения народа, катастрофическое ухудшение экономической ситуации, в первую очередь из-за монокультуры хлопка. В республике, в особенности в густонаселенной Ферганской долине, чаша терпения людей, недовольных своим социально-экономическим положением, была переполнена.
Подумайте сами, как можно было терпеть положение, когда в сельской местности по 4-5 семей жили в маленьких тесных двориках, в то же время в Узбекистане практически до 80-90 процентов земель засевалось хлопком, и не находилось руководителя, который бы прислушался к людям и взялся за решение их насущных проблем.
Наряду с другими кардинальными мерами в республике было принято беспрецедентное решение - выделить порядка 400 тысяч гектаров орошаемых земель под приусадебные участки почти для 2,5 миллиона семей, что, несомненно, стало важнейшим шагом в решении острых социальных проблем, сохранении мира и стабильности в стране в целом. Для сравнения уместно привести один факт: за все годы советской власти сельскому населению Узбекистана было выделено всего около 300 тысяч гектаров земли».
«Как показывает статистика, сегодня (автор имеет в виду конец 1980-х годов. - Прим. ред.) в Узбекистане проживает около 8,8 млн. человек, или 45% населения, доходы которых в расчете на душу населения не превышают 75 рублей. А если учесть, что прожиточный минимум составляет, по расчетам специалистов, около 85 рублей, то можете судить сами, как трудно этим людям сегодня сводить концы с концами. ...Нельзя считать нормальным положение, когда только 5% сельских жителей обеспечены канализацией и водопроводом, около 50% - нормальной питьевой водой, 17% - природным газом и т.д.», - приводит цитаты из книги Подробно.Uz.
Автор рецензии на узбекском веб-сайте отмечает, что «знакомясь с приводимыми в книге материалами, мы постепенно проникаемся пониманием того, как имперские силы бывшего центра, беспощадный репрессивный аппарат тоталитарной системы усиливал давление на Узбекистан и его нового руководителя, проявлял растущее недовольство и злобу. С возмущением и болью читаем мы о целенаправленных политических кампаниях, вылившихся в массовые репрессии по так называемым «хлопковым делам», «узбекскому делу», когда центральная печать оскорбляла честь нашего народа, оговаривала и, не утруждая себя доказательствами, уличала его в различного рода «приписках», «хищениях», «очковтирательстве», «иждивенчестве».
«В этих непростых обстоятельствах проявился, прямо скажем, бойцовский характер Ислама Каримова, - продолжает далее рецензент. - Он решительно противостоял не только мощному напору центра, но и давал отпор лицам, радикальным политическим группам и религиозным течениям, которые в такое тревожное время вместо поддержки своей республики плясали под дудку бывшего центра, якобы стремясь к независимости, на самом деле фактически выступали против этой священной для нашего народа идеи. Ислам Каримов с огромным политическим мужеством боролся против них, опираясь на свой народ, сумев найти путь к его сердцу. Были предприняты решительные меры по улучшению ситуации, проведению реформ и выведению страны из пучины губительного кризиса и достижению независимости. И вот настал этот исторический день 31 августа 1991 года - Ислам Каримов провозгласил независимость Узбекистана. Самые драматические и волнующие страницы книги рассказывают об этом».