Казахстан: Нефтяники Жанаозена продолжают забастовку. Лидер стачкома Наталья Ажигалиева арестована на 15 суток
Напомним, работники нефтяных компаний на западе Казахстана бастуют уже четвертый месяц. Работодатели игнорируют требования нефтяников, более того - многие из рабочих уже уволены.
За последнее время в городе Жанаозен произошло несколько трагических происшествий, вероятно, как-то связанных с забастовкой. Так, 2 августа в Жанаозене на предприятии «Мунайфильтрсервис» был найден убитым профсоюзный активист Жаксылык Турбаев. Убийство произошло после профсоюзного собрания, где Ж.Турбаев выступил инициатором переизбрания председателя профсоюзной организации, который, по мнению рабочих, проводил политику работодателя. До сих пор у полиции нет подозреваемых. А 24 августа было обнаружено тело пропавшей накануне дочери председателя профсоюзного комитета рабочих компании «Озенмунайгаз» (в русском написании «Узеньмунайгаз») Кудайбергена Карабалаева.
Рабочие-нефтяники считают данные преступления попыткой запугать бастующих.
Кроме того, 8 августа 2011 года один из инициаторов забастовки, юрист профсоюза нефтедобывающей компании «Каражанбасмунай» Наталья Соколова осуждена на шесть лет заключения в колонии общего режима. Еще один из лидеров нефтяников Мангистау, обвинявшийся в организации забастовок в Жанаозене, Акжанат Аминов был осужден на два года условно.
После осуждения Акжаната Аминова, представлявшего работников «Озенмунайгаза», осудили, эстафету лидерства приняла Наталья Ажигалиева. В интервью радио «Azattyq» (казахская версия Радио «Свобода»), которое было записано буквально в день ареста, Ажигалиева рассказала об истинных, по ее словам, причинах затяжной забастовки.
– Мы не требовали и не требуем повышения зарплаты, как все считают. Мы хотим справедливости, ведь нас на протяжении двух с половиной лет обманывали. Есть постановление правительства «об утверждении повышающих коэффициентов», в соответствии с которым для работников нефтегазовой отрасли зарплата должна считаться по коэффициенту 1,8. Постановление действует с 1 января 2009 года. Но нам компания не повышала зарплату по данному коэффициенту. То есть наши деньги где-то оседали. А ведь это миллионы, если не миллиарды. Кто за это ответит? Почему в итоге крайними оказались мы, простые рабочие? – задается вопросом Наталья Ажигалиева.
Несмотря на давление со стороны владельцев предприятий и властей республики, нефтяники говорят, что готовы бастовать до конца, пока их проблема не решится.