Узбекистан: Власти решили не судить журналистку Елену Бондарь
В отношении независимой журналистки Елены Бондарь, обвиненной в «недекларировании или недостоверном декларировании товаров» и подводимой под статью 244-1 уголовного кодекса Узбекистана «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», предусматривающей до 8 лет лишения свободы, не будет возбуждаться ни уголовное, ни административное дело: власти решили ограничиться «устным порицанием».
Напомним, что 22 августа она была задержана пограничниками в ташкентском аэропорту, когда возвращалась домой после десятинедельной учебы в «Центральноазиатской школе современной журналистики» Академии ОБСЕ и Академии «Немецкой волны». Задержанную отправили на допрос, а затем передали сотрудникам таможни, которые оперативно нашли у нее не обозначенные в декларации носители информации (в терминологии таможни - «товары»): четыре флешки, три компакт-диска и две видеокассеты. Они были изъяты и отправлены в Центр мониторинга при Узбекском агентстве связи информатизации (УзАСИ) на предмет выявления материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений и так далее.
5 сентября Елену вызвали в таможенный комплекс «Ташкент-Аэро» для ознакомления с результатами экспертизы.
Сегодня Елена прибыла туда вместе со своим адвокатом. Начальник отдела дознания таможенной службы Якуб Мирзарахимов объявил, что в ее отношении принято решение не направлять материалы в суд, а ограничиться предупреждением о недопустимости подобных шагов в дальнейшем (имеется в виду то, что она не задекларировала в качестве носителей информации флешки, диски и видеокассеты. Однако напомним, что журналистка была задержана вовсе не по этой причине, и задержали ее не таможенники, а пограничники, судя по всему, имевшие соответствующее распоряжение. – Прим. ред.). «В следующий раз на снисхождение не рассчитывайте», - предупредил Мирзарахимов.
Таким образом, ни уголовное, ни даже административное дело Елене Бондарь уже не грозит. Ей были возвращены изъятые у нее диски, флешки и видеокассеты.
С самим же заключением ЦМ УзАСИ журналистке ознакомиться так и не удалось. Мирзарахимов сообщил, что ЦМ УзАСИ не нашел ничего предосудительного, но прочитать текст «экспертного заключения» не дал. Действительно, согласно законодательству Узбекистана материалы предоставляются для ознакомления только при направлении дела в суд, если же дело не направляется, то никакого нормативного акта, который обязывал бы давать людям знакомиться с собранными на них материалами, не существует.
Можно предположить, что благоприятный исход вызван вовсе не гуманностью таможенных дознавателей, и не честностью «экспертов» ЦМ УзАСИ, не обнаруживших ничего криминального в изъятых у Елены материалах, – очевидно, что все они получили указания не давать ход дальнейшему развитию этого дела. О том, почему это произошло, остается только догадываться.
Алексей Волосевич