Узбекистан: Татьяне Довлатовой запретили выступать адвокатом собственного сына
Правозащитнице Татьяне Довлатовой, преследуемой властями Узбекистана, не удалось оказать своему собственному сыну услуги адвоката, хотя это и не запрещено законом.
23 августа 2011 года ташкентская правозащитница Татьяна Довлатова письменно обратилась к начальнику Яккасарайского РУВД г. Ташкента, к начальнику следственного отдела, а также к самому следователю Александру Югаю с просьбой допустить её в качестве защитника по делу своего сына Юрия Николаева, арестованного 22 августа 2011 года.
Напомним, Юрий Николаев был задержан милицией 22 августа по подозрению в хранении и сбыте героина (Подробности – здесь). Обвинения в его адрес основываются на показаниях внештатного сотрудника милиции. Родственники Юрия до сих пор не получили на руки копии постановления о его аресте. Известно, что в настоящее время он находится «в Таштюрьме на 15-дневном карантине». Что это за карантин и почему он находится не в районном ГУВД, не понятно.
Сын и мать - Юрий Николаев и Татьяна Довлатова
Как сообщила «Фергане» сама Татьяна Довлатова, ее сын, 1980 года рождения, никогда не употреблял никаких наркотиков, однако ранее был болен алкоголизмом. «Он восемь лет жил в России, работал в Волгограде и Подмосковье, приехал недавно. О людях, которые были с ним задержаны, я никогда не слышала, у него не было таких друзей».
Ответ на свою просьбу выступить адвокатом сына Татьяна Довлатова получила только от следователя А.Югая. В нем указано (орфография сохранена): «Ваше заявление нами рассмотрено согласно ст. 49 ч.2 УПК РУз Вам отказывается принимать участие в уголовном деле в качестве защитника обвиняемого – Николаева Ю.В.»
На вопрос о том, есть ли Юрия другой защитник, и если есть, то почему Татьяна настаивала на привлечении ее в качестве адвоката, Довлатова ответила, что «адвокат – молодой парень двадцати шести лет, неопытный. Кроме того, адвокаты нас всегда сдают, мы доверяем только своим коллегам-правозащитникам или самим себе. Адвокаты попросту боятся участвовать в делах против правозащитников и их родственников. Я не уверена, что сотрудник адвокатской фирмы «Avangard-Femida» Абдулазиз Абдухашимов, назначенный моему сыну адвокатом от государства, сможет его защитить».
По словам Татьяны Довлатовой, арест ее сына – часть давления на нее, которое продолжается уже несколько лет и усилилось в последнее время. Органы власти не чураются использовать для прессинга на правозащитницу ее близких родственников.
Центральная Азия, Афганистан, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Россия, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан
По словам Довлатовой, ей с большим трудом и всего один раз удалось добиться свидания с сыном. Это произошло вечером 26 августа, после того как правозащитница устроила возле следственного изолятора пикет с требованием допустить ее к Николаеву. «Мне показали его всего на две-три минуты. Сотрудники все время находились рядом, не дали пообщаться один на один. Я попросила Юру поднять рубашку, чтобы убедиться в том, что его не пытали. Однако, ему не разрешили этого сделать. Или он сам побоялся…», - говорит Т.Довлатова
Юрий Николаев подписал заявление об отказе от услуг матери, как адвоката. По словам правозащитницы, сделал он это, очевидно, под давлением следствия. «Я знаю, что у нас в милиции бьют. И очень боюсь за своего сына»
Напомним, согласно законодательству Узбекистана, защитник допускается к участию в деле на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица - с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения. Следователь или другое должностное лицо не имеют права оказывать давление на обвиняемого в выборе и возможности для своей защиты (защитника), а отказ близкому родственнику быть допущенным в качестве защитника должен быть обоснован.
«Фергана» продолжает следить за ситуацией вокруг правозащитницы Татьяны Довлатовой.