Туркменистан: Власти закрывают туркмено-турецкие школы
Власти Туркменистана, серьезно обеспокоившись влиянием турецкого религиозно-политического движения «Нурджулар», которое является основным спонсором турецких школ и лицеев на территории стран СНГ, с 1 августа стали закрывают туркмено-турецкие школы, действовавшие в стране с начала девяностых годов, сообщает Хроника Туркменистана.
По данным издания, в Ашхабаде осталась лишь одна такая школа - №57 имени Мустафы Кемаля Ататюрка. Новый набор в эту школу уже прекращен, но, по словам педагогов, нынешним ученикам дадут возможность закончить обучение. В областях такие учебные заведения закрыли совсем.
Туркмено-турецкие школы считаются учебными заведениями, дающими качественное образование. Их выпускники в совершенстве владеют турецким и английским языками, не говоря уже о серьезной подготовке по математике, физике, химии и другими предметами. Но кроме того, по мнению властей, эти школы активно, но скрыто продвигают идеологию пантюркизма — объединения народов тюркоговорящих стран под эгидой Турции. В странах СНГ эта идеология проводится движением «Нурджулар», его последователей еще называют «нурсистами», производное от имени основателя движения Саида Нурси. В России это движение признано экстремистским, а все турецкие учебные заведения были закрыты в начале нового столетия.
Несколько лет назад с турецкими преподавателями распрощался и Узбекистан, где были закрыты все узбекско-турецкие лицеи. Как следует из изготовленного по материалам Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана фильме «Свет, ведущий во тьму», это произошло из-за того, что в лицеях распространялись идеи нурсизма и пантюркизма, противоречащие узбекской национальной идеологии, а также из-за якобы сложившейся в коллективах данных учебных заведений «нездоровой атмосферы». А минувшей зимой в Узбекистане были закрыты популярные турецкие супермаркеты «Демир» и «Туркуаз».
Напомним, что в последнее время у турецких бизнесменов появились проблемы и в Туркменистане: как заявляют 25 турецких компаний, туркменские власти задолжали им, в общей сложности, $1 млрд. за реконструкцию Ашхабада.