Таджикистан: Жители Согдийской области жалуются президенту на местную власть, запретившую читать молитвы на свадьбах
Группа из 52 жителей Аштского района Согдийской области Таджикистана направила президенту страны Эмомали Рахмону заявление с требованием разобраться с представителями местной власти, испортившими свадебное торжество.
В заявлении отмечается, что в Таджикистане испокон века все национальные обряды сопровождались чтением фрагментов из священной книги мусульман Корана. На свадьбе в поселке Шайдан все шло по древнему сценарию, но когда кори (чтец Корана, человек, знающий Коран наизусть. - Прим. ред.) приступил к чтению суры, в дом неожиданно вошла группа милиционеров и представителей местной администрации во главе с председателем поселкового джамоата(управы) Зафаром Мамаджановым, всего около 15-17 человек.
Мамаджанов грубым тоном запретил читать Коран и заявил, что на свадьбах разрешено только петь песни и танцевать. Сопровождавшие его люди отключили микрофон и отобрали видеокамеру. Гости свадьбы постарались быстрее разойтись.
«Такие необдуманные поступки представителей власти наносят ущерб внутренней политике государства и могут послужить почвой для дестабилизации обстановки в регионе, - считает один из гостей той свадьбы Мухаммадрахим Абдуманофов. - Мы обратились к самому президенту, чтобы он навел порядок и установил контроль над местными органами государственной власти. Такая медвежья услуга местных чиновников может привести к непредсказуемым последствиям. Хотя, возможно, раскол и недоверие в обществе на руку каким-то определенным силам».
Это не первый такой случай в нынешнем году, произошедший в Аштском районе. 30 апреля 2011 года за ведение на свадебном торжестве религиозной агитации и чтение стихов, посвященных рождению пророка Мухамада, к административной ответственности были привлечены четверо жителей поселка Шайдан. Среди оштрафованных оказались ответственный работник Согдийского отделения Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мирзо Ходжиматов, а также председатель районного отделения ПИВТ Собит Мадалиев и отец жениха. Производивший видеосъемку свадебного торжества оператор пять суток отсидел за решеткой за то, что несвоевременно предоставил видеокассету правоохранительным органам. По словам Ходжиматова, на следующий день после свадьбы жених был вызван в районный военкомат, где его мобилизовали в ряды Вооруженных Сил Таджикистана. Причем несмотря на то, что ранее он, по словам родителей, прошел медицинское освидетельствование и считался не годным к военной службе, у него уже был военный билет.
«Нас обвинили в совершении административного правонарушения по статье 23 и 13 Закона «О свободе совести и религиозных объединений, а также Закона «Об упорядочении обрядов, обычаев и традиций», - сетует Мирзо Ходжиматов. - Однако мы не считаем себя виновными, и подали кассационную жалобу в вышестоящий судебный орган».
Как отметил сотрудник отдела по делам религии и упорядочению обрядов, обычаев и традиций администрации Согдийской области Мазбут Вахидов, в Законе написано слово «свадьба», которое, почеркивает он, обозначает песни и пляски. Религиозные деятели тоже могут участвовать в свадебных мероприятиях, поздравлять новобрачных, дарить подарки. Но чтение проповедей и сур Корана допускается только в мечетях, подчеркнул Вахидов.
По мнению независимых экспертов, в регионе явно ощущается трение между религиозными деятелями и местной администрацией. Дальнейшая конфронтация между населением и властью может привести к плохо предсказуемым последствиям.
Тилав Расул-заде