Узбекские тележурналистки Малохат Эшонкулова и Саодат Амонова отказались от продолжения голодовки протеста
Полным отсутствием ожидаемого результата завершилась в Ташкенте голодовка двух бывших тележурналисток канала «Ёшлар» Национальной телерадиокомпании (НТРК) Узбекистана Малохат Эшонкуловой и Саодат Амоновой. Напомним, пытаясь таким образом отстоять свое право на критику руководства телекомпании и добиться восстановления на работе, они требовали аудиенции у главы государства Ислама Каримова.
Тележурналистки Малохат Эшонкулова (слева) и Саодат Омонова во время их голодовки. Фото Ozodlik
Как сообщает узбекская служба Радио «Свобода», 15 июля Малохат Эшонкулова заявила, что завершает свою голодовку, начатую 27 июня. Пробыв без пищи 19 дней, журналистка начала плеваться кровью и от слабости уже даже не могла поднять голову. Еще одной причиной для прекращения голодовки Эшонкуловой, по ее словам, стало то, что ее свекровь госпитализирована и находится в коме.
Коллега Эшонкуловой, Саодат Омонова, закончила голодовку тремя днями ранее, 12 июля, после того, как была принудительно госпитализирована.
Напомним, Малохат Эшонкулова и Саодат Омонова получили известность в СМИ за рубежом 23 августа 2010 года, когда они открыто заявили «о засилье цензуры и местничества на государственном телевидении и хищениях со стороны руководства НТРК». Вскоре они были уволены с телевидения с формулировкой «за прогулы».
Позже журналистки подали в суд иск, требуя восстановить их в должности. Спустя три месяца суд иск отклонил. 27 июня 2011 года возле здания Аппарата президента Узбекистана Малохат Эшонкулова и Саодат Амонова провели пикет, потребовали немедленно пустить их на приём к президенту Исламу Каримову, а затем публично объявили голодовку протеста.
Пикетчиц тут же задержали сотрудники милиции. В этот же день Яккасарайский суд по уголовным делам г. Ташкента наложил на М.Эшонкулову и С.Омонову штрафы в 60 минимальных зарплат, что составляет 2940000 сумов ($1710 по «черному» курсу). Они были признаны виновными по статье 201 («Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций») Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан. Суд продолжался всего десять минут и проходил без адвоката.
В течение последующих двух недель журналистки продолжали голодовку дома. И вот теперь она безрезультатно завершена. Власти не обратили никакого внимания на их требования. Более того, за время проведения голодовки двум журналисткам удалось поссориться с некоторыми узбекскими общественными активистами, которые, по мнению М.Эшонкуловой и С.Омоновой, не достаточно активно их защищали.
Следует отметить, что за голодовкой пристально следили журналисты мировых СМИ, международные правозащитные организации.
М.Эшонкулова и С.Омонова пообещали, что как только они поправят свое здоровье, то выступят с официальным обращением к властям, коллегам и правозащитникам.