Кыргызстан: Депутаты прозаседали и отложили вынесение постановления по отчету комиссии Мамытова до 9 июня
На третьем заседании парламента Кыргызстана, состоявшемся 3 июня, депутаты снова не смогли вынести постановление по итогам работы депутатской Комиссии по расследованию апрельских и июньских событий 2010 года.
Сегодня депутаты были озабочены вопросом, кто же пригласил в Кыргызстан Международную комиссию для расследования трагедии, произошедшей летом прошлого года на юге страны. Министр иностранных дел Марат Казакпаев сказал, что Комиссия прибыла по собственному желанию после переговоров с генсеком ООН Пан Ги Муном.
Депутатов очень интересовало, кто помог сбежать одному из узбекских лидеров Джалалидину Салахутдинову. По мнению Камчыбека Ташиева, и Салахутдинов, и Батыров смогли покинуть Кыргызстан лишь при чьей-то поддержке. Бывший генпрокурор Киргизии Байтемир Ибраев ответил, что не знает, кто отпустил Салахутдинова. Ответ на этот вопрос депутаты поручили найти Генпрокуратуре.
Затем депутаты проголосовали за то, чтобы пригласить на заседание членов бывшего правительства Данияра Усенова. Спикер поручил это сделать аппарату парламента.
Далее выступил представитель Временного правительства (ВП) Азимбек Бекназаров, который признался, что ощущает себя каким-то подсудимым.
«Весь мир смотрит на кыргызский парламент и ждет, какую же оценку он даст произошедшему в июне 2010 года. Я прочел выводы двенадцати комиссий и, обобщив их, хочу сделать свой анализ. Основные свои выводы я сделал из отчета Национальной комиссии и комментариев правительства к отчету Кильюнена. Такое ощущение, что международные комиссии договорились о том, что основная причина июньских событий в том, что власть вела неправильную национальную политику. Наши комиссии этот факт отрицают. Но почему такие противоречия?», - задался вопросом Бекназаров, и в подтверждение тому, что национальная политика велась правильно, привел данные об узбеках-героев соцтруда, академиков, депутатов, министров. Отметил, что в Кыргызстане действовали 136 узбекских школ, узбеки были активны в торговле.
Перейдя к теме требования придать узбекскому языку статус официального, Бекназаров отметил, что киргизам и узбекам переводчики не нужны, «мы превосходно понимаем друг друга».
«Проблема автономии возникала еще в 90-х годах, тогда они (узбеки) хотели ее получить через Москву. А сепаратисты - Батыров и другие, - снова подняли этот вопрос, когда власть в нашей стране снова была ослаблена», - заявил Бекназаров.
Далее он отметил, что в своих суждениях Комиссия Кильюнена «перехлестывает», и зачитал предложение о том, что «в узбекские махалли вошла кыргызская толпа и произвела преступление против человечности».
«Пусть будет виновато все Временное правительство, но есть ли у них (международной комиссии) право говорить, что это преступление совершила кыргызская национальность? А переименование Кыргызской Республики в Республику Кыргызстан разве входит в мандат Комиссии? Нет! ...Как возникли эти кровавые события? В отчете Эркебаева написано, что в этом виноваты третьи силы. Но они не названы», - возмутился Бекназаров и заявил, что третьими силами являются «некоторые правозащитники», представители НПО, которые «участвуют в выборах, ходят в тюрьмы, хотя даже депутаты не могут туда попасть. Вот эти третьи силы».
«В своем отчете вы не дали ответы на многие вопросы, - продолжил критиковать депутатскую комиссию Бекназаров. - То, что вы будет обвинять некоторых членов ВП, проблему не решит. У кого есть «крыша», те потихоньку уходят из списка виновных, а у кого ее нет, те, бедняги, сидят здесь. Международная комиссия обратила внимание на то, что было совершено преступление. А какое и кто его совершил? У депутатской комиссии этот вопрос открыт. Было или нет преступление против человечности, сколько было убийств и кто их совершил? Указаны только политические виновники – это реваншисты и те, кто захватил власть. ВП власть не захватывало, мы взяли на себя историческую ответственность и сразу заявили, что мы – правительство временное», - подчеркнул Бекназаров и стал развивать эту тему.
«Я хочу сказать о ВП, не для оправдания, а ради правды. Когда ВП получило власть, многие виновники случившегося бежали за границу, власти в стране не было. Кто их тогда мог остановить? Прежде чем кого-то оценивать, надо побывать на нашем месте. В 2008 году была создана комиссия по реформированию силовых структур, благодаря которой в Джалал-Абаде была рота сотрудников правоохранительных органов, а после 7 апреля их осталось 30 человек. 7-11 июня там находилось всего несколько милиционеров, и как с ними можно было предотвратить ситуацию? Кому тогда подчинялись силовики: ВП или семье (Бакиева)? Кадры были бакиевские, разве ВП могло с ними работать? Они нам не подчинялись. И обвинять местные власти тоже не надо. Я хочу сказать, что Мелис Мырзакматов (мэр города Ош), Сооронбай Жеенбеков (губернатор Ошской области) и Курсан Асанов (во время июня 2010 года комендант Оша) – являются героями».
«Основная причина произошедшего в июне – в разделении страны на бакиевских и сторонников ВП, - не унимался Бекназаров. - Тогда была война между кыргызскими политиками. В июньской трагедии виноваты не только батыровы. Вы нас обвиняете в том, что мы не смогли задержать Батырова. Давайте будем реалистами. Кто нам тогда подчинялся, если было всего 5-6 милиционеров, а вокруг Батырова ходили тысячи? Мы были просто бессильны. Это реальная правда. Мы приняли меры, но их было недостаточно, мы не смогли остановить кровопролитие. Мы, 14 членов ВП, берем на себя моральную ответственность, мы никуда не убегаем и еще раз просим у народа извинения. Но некоторые комиссии считают, что мы - виновники, это неправда. В 1990-х годах 22 дня подавляли кровопролитие с помощью извне. А мы за 3-4 дня сами остановили кровопролитие».
«Мы никуда не убегаем, - повторил Бекназаров. - Если какие-то члены ВП были связаны с сепаратистами и привели страну к такому состоянию, то назовите фамилии этих людей, они ответят за это. Еще говорят, что Болот Шер взял вину на себя. Он не взял на себя вину, он просто огорчился и ушел, не выдержал давления кыргызских политиков. Он один из патриотов страны».
В заключение он отметил, что «сегодня - исторический день, потому что мы рассматриваем исторические событие и хотим вынести историческое решение. У нас нет права разделяться, мы должны объединиться».
Следом выступил глава депутатской комиссии Токон Мамытов, который засомневался в праве Бекназарова оценивать его отчет.
«Вы берете наши слова из отчета и тут же говорите, что комиссия этого не писала, - обвинил он Бекназарова. - Мы указали, сколько людей погибло и кто в этом виноват. Я виновен только в одном: я написал, что все началось еще во времена Акаева, а надо было начинать с 1956 года, когда после войны шло восстановление народного хозяйства, Исхак Раззаков начал вводить кыргызский язык и литературу, и тогда некоторые политики объявили его националистом и сняли с должности. Итогом этого стали события 2010 года. Тогда зовите к ответственности членов правительства Раззакова».
Мамытов заявил, что готовя отчет, депутаты не преследовали частные или политические интересы.
«В нашем заключении сказано, что прежнее правительство разделило политическую элиту сначала на север и юг, а потом на роды, - пояснил Мамытов. - Ваши слова (обращаясь к Бекназарову) я видел в отчете, поэтому не надо наводить тень на депутатскую комиссию. Еще президент говорила, что днем правоохранительные органы работали на ВП, а ночью – на Бакиева. Если бы не наше заключение, у вас бы не возникло такого мнения. Что касается 1990-х годов, то тогда ввели войска 8 июня, а основные события разворачивались 4-го, то есть и тогда народ сам разрешил ситуацию. Не надо превращать все в политические игры!»
Мнение о работе депутатской комиссии высказал от имени фракции «Ата Журт» и Камчыбек Ташиев: «Событиям 7 апреля надо дать юридическую оценку, следует обнародовать полную хронологию произошедшего. Если говорить о виноватых в июньских событиях, то, просмотрев три отчета, я пришел к выводу, что виноваты члены ВП, сепаратисты и те, кто оспаривал власть. Чья вина больше — это должны установить следственные органы».
Выводы международной комиссии Ташиев назвал необъективными и предложил пригласить в парламент Киммо Кильюнена, чтобы задать ему интересующие депутатов вопросы. Он, видимо, забыл, что неделю назад депутаты парламента запретили Кильюнену въезд в Киргизию.
По мнению Ташиева, для того, чтобы не допустить повторения июньских событий, следует парламент или министерство обороны передислоцировать на юг - для обеспечения безопасности. А в заключение предупредил, что ни в коем случае нельзя прекращать проявлять заботу о пострадавших в апреле и июне 2010 года.
Лидер фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов заявил, что в произошедшем не виноваты ни киргизы, ни представители других национальностей, а виноваты отдельные провокаторы.
«Пора признать, что мы имеем недоработки в межнациональных отношениях, что также является недостатком и существующего парламента, - заметил Кулов. - После событий 1990-го года и 2010 года национальный вопрос должен стоять на первом месте».
По его мнению, задача ближайших дней - не допустить повторения июньской трагедии. «Здесь уже все будет зависеть от нас, как мы среагируем. И вторая проблема: как не допустить сепаратизма в последующем. Также пора навести порядок в наших силовых структурах, МВД должно дать политическую деятельность своим сотрудникам, - считает Ф.Кулов. - Что касается постановления депутатской комиссии, то по результатам ее деятельности надо записать, что члены Временного правительства и спецслужбы несут ответственность за то, что вовремя не отреагировали, но здесь же надо прописать и политическую ответственность сепаратистов».
Лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев высказал предположение, что причиной июньских событий стали события 7 апреля, к которым, в свою очередь, привел семейно-коррупционный режим.
«Когда в стране был хаос, ответственность на себя взяло Временное правительство. В свое время на юге не было нормальной государственной власти и некоторые силы воспользовались этим ослаблением. Бакиев обещал вооруженное сопротивление, а когда он ушел, его родственники пытались силовым путем вернуть власть. А сепаратисты были всегда, просто выжидали подходящий момент. Следующие – криминал и наркоторговцы, бюджет и вооружение которых больше, чем бюджет и армия Кыргызстана. Что касается ВП, то ночью 10 июня, хотя и было бессильным, оно взяло на себя обязательство сохранить стабильность, но провокаторы оказались сильнее нас. Но мы взяли на себя ответственность», - заявил О.Текебаев.
Заключительное слово было предоставлено президенту Розе Отунбаевой, которая согласилась с депутатами, что и в апреле, и в июне 2010 года они находились в самом пекле. «Нельзя обвинять только одну сторону. В докладе Мамытова правильно сказано, что не было бы 7 апреля, не было бы и июньских событий», - отметила Отунбаева.
Говоря о работе комиссии Кильюнена, Отунбаева заверила депутатов, что у международной комиссии нет права призывать к ответственности Кыргызстан, так как страна не является членом Международного уголовного суда.
«Консультативный совет безопасности ООН может поднять этот вопрос, но мы никогда не дадим им такой возможности, - пообещала Отунбаева. - Также возникает вопрос, почему во время июня больше пострадали узбеки и 80 процентов уголовных дел заведено тоже на них. Вот на него мы должны ответить».
В конце заседания спикер парламента Ахматбек Кельдибеков предложил обобщить все предложения депутатов относительно отчета депутатской комиссии (предложений более 60), 6 июня вынести их на координационные советы, а 9 июня - вынести окончательный вариант постановления.
Екатерина Иващенко