ПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ
Возможно, такое название для выступления пока - по крайней мере сегодня - не к месту. Сегодня, когда в философии мировой политики доминируeт принцип «Непротивления злу» (Мф. 5:39).
Точнее, этот принцип является внешней оболочкой политической философии мира. Он продолжает сохранять свою гибкость в уподоблении конъюнктуре, демонстрируя удивительную гармонию сосуществования с разными политическими режимами.
Принцип «Непротивления злу» присутствует как в христианстве, так и в других религиях. Этот принцип веками использовали отъявленные киллеры своих народов в защиту своих «национальных интересов». Теперь гибкостью этого религиозного принципа стали пользоваться для подавления своих поданных и восточные деспотии.
Они с удовольствием находят в своих национально-религиозных традициях параллели этой доктрине. Например, узбекский диктатор Ислам Каримов в суфийских тарикатах видит поборников «Непротивления злу», и потому он оставил в живых лидеров только этих групп, полностью уничтожив других.
Но, видимо, ему никто не рассказал о Нажмиддине Кубра, великом суфии, который, будучи 80-летним старцем, как лев сражался у стен города Ургенча против монгольских захватчиков и стал шахидом.
А для политика, по мнению известных ученых, в том числе и Макса Вебера, заповедь «Непротивления злу насилием» просто невыполнимая задача. При внимательном изучении мы увидим разночтения и в самой философии этого постулата.
Например, у иудеев применение принципа «непротивление злу» мы видим в период вавилонского пленения. Они благовoлят врагу. Но это применяется лишь как средство победить его: унизить врага добром, а возмездие придет от Бога, и оно неотвратимо!
То есть, человек не отказывается от борьбы с врагом, а наоборот, он прибегает к мольбе Самому Всевышнему, надеясь, что Он накажет врага так, как бы он сам никогда не смог наказать.
Делая добро врагу, вы тем самым усугубляетe его вину: «Ибо делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:22).
Конфуций с другой позиции сформулировал свою точку зрения по этому поводу. На вопрос «Правильно ли отвечать добром на зло?» он ответил так: «Добром отвечают на добро, на зло же отвечают справедливостью» («Лунь Юй», 14,34). В этом ответе содержится мысль о том, что справедливость требует противиться злу.
В Ветхом Завете измерением в обсуждаемом вопросе является именно справедливость: Там Бог «с милостивыми поступает милостиво, а с лукавым — по лукавству его; ибо Он людей угнетенных спасает, а очи надменные - унижает» (Пс. 17:26-28).
А Пророк ислама Мухаммад алайихиссалам (с.а.в) в этом вопросе был наиболее четок и прозрачен: «Сопротивляйся злу. Делом, словом, мыслью. Если не можешь делом, сопротивляйся словом. Если не можешь словом, сопротивляйся мысленно. Последнее - от слабости имана».
«Непротивление злу» - фундамент, на котором зиждется философия так называемой «ненасильственной борьбы» в современной политике. Она продолжает оставаться самой эффективной демагогией, которой пользуются современные диктаторы против сторонников справедливости и свободы.
Двуличие мирового политического истеблишмента заключается именно в том, что он спокойно допускает насилие и террор со стороны диктаторов против сторонников свободы, не оставляя им ни одного шанса ответить диктатору «по справедливости».
Борьба народов арабского мира против своих угнетателей, невзирая на высокую вероятность их провоцируемости со стороны темных сил - явление феноменальное, которое неожиданно поставило под сомнение нерушимость демагогии «ненасильственной борьбы».
Если сегодня Запад помогает ливийским повстанцам, которые отвечают силе силой, это не означает только геополитическую или нефтяную выгоду. Это означает еще и то, что уже началась эпоха смены стандартов; идеологических, политических и социальных.
Готов наш мир к таким радикальным переменам?
Паранойя исламского фундаментализма и гипотеза войны цивилизаций не позволяют нам трезво следить за процессом глобального катарсиса, который уже начался.
«События взяты в заложники Временем. Когда наступит их час, события будут выпущены на свободу».
В свете этой мегаметафоры 22-летнему заложничеству Узбекистана тоже приходит конец. Узбекистан выходит из заточения. Мы должны быть готовы к этому грандиозному освобождению, быть рядом с главным героем этих событий - народом Узбекистана.
Будем противиться злу. Будем противиться во имя тысячи расстрелянных в Андижане, тысячи замученных в тюрьмах, во имя миллионов, которых нищета заставила скитаться по миру. Будем противиться злу, которое нам преподносят в виде стабильности и мира. Злу в оболочке великого будущего, злу, увешанному бриллиантами дочерей кровавого диктатора, злу в маске добра. Будем противиться со всей силой, на какую только способны.
Сегодня все, у кого есть уши, слышат треск скорлупы времени. Все, у кого есть глаза, уже видят свет в конце туннеля. Все, кто имеет сердце, пусть присоединятся к нашим рядам, чтобы помочь освобождающейся заложнице - нашей многострадальной родине.
Мухаммад Салих