Кыргызстан: Международная комиссия представила отчет об июньских событиях
Сегодня в Бишкеке состоялась пресс-конференция главы Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в 2010 году Киммо Кильюнена.
Полностью отчет международной комиссии можно прочесть здесь (также на нашем сайте), а комментарии правительства Кыргызстана к отчету - здесь (или на нашем сайте).
Киммо Кильюнен сказал, что мандат Комиссии был определен письмом от имени правительства Кыргызстана на имя Генсека ООН, и включал в себя выяснение, что произошло на юге Кыргызстана в июне 2010 года, кто несет за это ответственность, и предоставление рекомендаций. В состав комиссии вошли семь человек из России, Франции, Финляндии, Турции, Эстонии, Великобритании, Австралии.
«Нам была предоставлена возможность изучить, что произошло на юге Кыргызстана, кто несет за это ответственность, и самое главное, помочь в примирении сторон. Наша комиссия отмечает высокий уровень взаимодействия со стороны правительства Кыргызстана. Наш мандат позволял иметь доступ к любой информации, проводить интервью и встречаться с теми, кто нам нужен. Мы постарались сделать все, что могли, и быть максимально объективными» - сказал г-н Кильюнен.
Отчет комиссии господин Кильюнен назвал историческим: «Не только потому, что мы изучали, что произошло. Впервые в регионе бывшего СССР было проведено международное исследование».
Затрагивая тему реакции правительства, Кильюнен отметил, что у правительства было право предоставить свои комментарии к отчету. «Правительство проделало большую работу и в некоторых случаях даже предоставило дополнительную информацию. Конечно, есть некоторые критические замечания, есть разногласия, но мы придерживаемся нашей позиции. Комментарии носят больше дополнительный характер, нежели соревновательный. Самое главное, что, в принципе, правительство согласно с нашими рекомендациями. Правительство планирует создать специальную комиссию, чтобы заниматься рекомендациями», - сообщил К.Кильюнен.
Далее Киммо Кильюнрен перешел непосредственно к итогам Отчета: «Международной комиссией установлено, что насилие, которое, в основном, имело место в Оше и Джалал-Абаде, привело к жертвам, количество которых приближено к 470. Количество не окончательное, но оно не может превышать 500 человек. 74 процента погибших – представители узбекской национальности и 25 – кыргызской. Сотни тысяч человек стали беженцами. Нанесен большой ущерб имуществу лиц узбекской национальности. Также были подтверждены серьезные обвинения в гендерном и сексуальном насилии. В самом отчете есть детальная хронология произошедшего, где-то даже по часам, и разделенная по местам. На сегодняшний день это наиболее полное описание того, что фактически произошло, - с гордостью отметил К.Кильюнен. - Хронология основана на огромном количестве интервью, они были проведены более чем с 750 людьми различных национальностей, у нас также имеются более 700 документов, тысячи фотографий и фрагментов видео. Наше исследование основано на серьезном анализе».
«Самый большой вопрос: в чем причина конфликта и когда конфликт начался? - продолжил Кильюнен. - Это политический фанатизм, который употреблял этнонационализм (после пресс-конференции журналисты попросили объяснить, что г-н Кильюнен имел в виду, но он не стал уточнять - ред.). Фактически конфликт начался 7 апреля, потому что те события привели к ситуации политического вакуума, который привел к шаткой ситуации, в том числе и на юге. Мы проанализировали три основные политические силы, которые были причастны к конфликту: это клан Бакиевых или люди, которые поддерживали предыдущий режим; сторонники Временного правительства и некоторые узбекские лидеры, которые начали работу по организации узбекского сообщества с тем, чтобы принять более активное участие в политической жизни страны. Инциденты на юге имели место еще в мае. Один из серьезных инцидентов произошел в Джалал-Абаде, когда были захвачены здания обладминистрации. Этнический вопрос начали использовать на юге уже тогда. 20 лет назад случилась трагедия, которая также произошла из-за политического вакуума. Поэтому я не могу назвать точную дату начала конфликта, потому что ситуация накалялась, имело место и проявление насилия, которое вылилось в трагедию. Это был процесс, а не одномоментное действие», - объяснил К.Кильюнен.
«Как мы квалифицируем произошедшее с точки зрения международного гуманитарного права? Сейчас мы четко понимаем, что это не были военные преступления, это не являлось геноцидом, но некоторые аспекты произошедшего, в частности, атаки на узбекские махалли 11-13 июня, являются преступлением против человечности. Мы также знаем, что имели место многочисленные нарушения прав человека, причем они имели место и после событий», - сказал К.Кильюнен.
При этом глава международной комиссии отметил, что мандат Комиссии не распространялся на проведение уголовного расследования: «Именно по этой причине мы не назвали отдельных лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений».
«Крайне важно, чтобы руководство страны привлекло к ответственности лиц, которые совершили эти преступления. После событий июня имели место расследования, суды и рассмотрения дел, но они несли избирательный характер и, в основном, проводились в отношении узбеков. Порядка 80 процентов привлеченных к ответственности лиц – это представители узбекской национальности, несмотря на то, что 74 процента пострадавших были узбеками. Здесь имеет место отсутствие баланса», - сообщил К.Кильюнен.
«Мы также рассмотрели вопросы институциональной и политической ответственности как местных, так и центральных органов власти. Мы понимаем, что тогда структура госуправления являлась очень хрупкой, но мы отмечаем, что основная задача любого правительства - в обеспечении защиты всех своих граждан. Здесь ясно, что данное обязательство не было исполнено правительством страны. Далее имеет место вопрос, связанный с силами безопасности. Вооруженные силы не получили должных инструкций и не были должным образом использованы, чтобы быть в состоянии контролировать ситуацию. Было две тысячи военных, которые не были применены должным образом. Также была выявлена неспособность вооруженных сил обеспечить защиту своей техники и оружия против захватов», - сказал К.Кильюнен.
Далее Кильюнен озвучил рекомендации Комиссии: «Кыргызстан должен занять серьезную общественную позицию в борьбе с проявлениями этнического национализма. Мы также рекомендуем признание узбекского языка, который может быть использован локально в определенном регионе. Мэру Оша и губернатору Ошской области следует создать позицию советников по этническим вопросам. СМИ необходимо принять Кодекс поведения. Силам безопасности учитывать этническое многообразие страны. Силы безопасности должны быть обучены и экипированы, чтобы быть в состоянии контролировать подобные ситуации. Должны быть предприняты меры, направленные на борьбу с бандитскими группами. Необходимо предпринять кампанию по разоружению населения. Важно, что было проведено должное расследование и были привлечены к ответственности силы безопасности, которые несут ответственность за захват оружия. Мы также рекомендуем, чтобы Кыргызстан внес изменения в законодательство страны, чтобы внести туда наказания за преступления против человечества. Крайне важно, чтобы было проведено независимое расследование и рассмотрение уголовных дел на юге. Незамедлительно должны прекратиться искусственно спровоцированные аресты и действия, связанные с пытками в местах заключения. Правительство должно публично заявить о неприемлемости применения пыток. Также надо всесторонне изучить деятельность по возмещению причиненного ущерба и оказать помощь жертвам гендерного насилия».
По мнению главы международной комиссии, «необходимо создать комиссию по установлению истины и примирению сторон с привлечением специалистов как извне, так и с участием обоих сообществ. Мы также рекомендуем, чтобы верховный комиссар ООН по делам нацменьшинств, ОБСЕ принимали участие в наблюдении и оказании помощи. Самая главная задача отчета - в недопущении повторения событий июня 2010 года».
Далее журналистам была предоставлена возможность задать свои вопросы. В первую очередь, их интересовал вопрос узбекского языка.
«Мы не говорим, что узбекский язык должен стать официальным. Должна быть учтена и признана особая роль узбекского языка в определенных районах, потому что на юге Кыргызстана 30 процентов населения говорит на этом языке», - ответил Кильюнен.
На вопрос об участии в конфликте третьих сил г-н Кильюнен сказал: «У нас нет никаких доказательств того, что какое-либо иностранное государство было вовлечено в события на юге. Когда мы говорили о политических силах, я упомянул три силы, в каждой из этих групп были различные силы. Ясно, что на юге были криминальные группы».
Представитель одной из молодежных организаций начал выяснять у Кильюнена, не считает ли глава комиссии, что заявлениями типа «больше погибло узбеков, больше домов разрушено у узбеков, надо признать роль узбекского языка…» и так далее, комиссия лишь увеличивает напряженность в преддверии годовщины. Вопрос молодого человека был встречен аплодисментами - симпатии собравшихся были явно не на стороне авторов объективистского отчета. Заметим, что после этого выступления зал словно «прорвало» - К.Кильюнена начали обвинять в пристрастности, говорили, что отчет заказной, с ним даже пытались спорить, а кто-то попробовал воспользоваться трибуной и зачитать обращение, не относящееся к теме пресс-конференции. Однако К.Кильюнен был спокоен и пытался донести позицию комиссии до тех, кто хотел ее понять.
«Я не обвинял какую-то сторону, я попробовал сделать отчет настолько объективным, насколько это возможно, - ответил Кильюнен. - Я сказал, что если есть этническая напряженность в любой стране мира, то это может повторить события юга Киргизии, поэтому я сказал про этнонационализм. Фанатизм может привести к трагедии. Мы предоставили факты, мы хотим помочь. Узбеки здесь представляют меньшинство, это факт. Страна называется Кыргызстан, но у узбеков есть право жить в этой стране вместе с представителями других национальностей. Если этот Отчет можно трактовать как желание сделать ситуацию в стране хуже, я буду плакать, потому что я хочу, чтобы люди жили вместе без насилия», - сказал Киммо Кильюнен.
«Мы проанализировали роль и участие Батырова, мы провели с ним интервью. Действительно, подтвердилось, что узбекское сообщество стало более активным в тот период, у них было желание усилить их роль в политике. Что касается вопросов автономии, то мы проанализировали все выступления Батырова, там таких призывов не было. У нас информации о сепаратизме и автономии не было», - сказал Кильюнен.
Полностью отчет международной комиссии можно прочесть здесь (также на нашем сайте), а комментарии правительства Кыргызстана к отчету - здесь (или на нашем сайте).
Екатерина Иващенко
- Постоянный адрес статьи: http://www.fergananews.com/news.php?id=16687