19 january 2025




Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте вслед за другими базарами снесли и Фархадскую ярмарку (фото, видео)

20.04.2011 00:15 msk, Фергана

Узбекистан

К 20-летнему юбилею независимости в столице Узбекистана продолжают ломать и крушить большие базары или их отдельные составные части, сносить бульдозерами протяженные торговые ряды и скопления магазинов. В эти дни завершается снос Фархадской ярмарки, которая состояла из нескольких сотен магазинов, аптек, кафе, мастерских и всевозможных точек обслуживания и была растянута на 600-800 метров в длину и на 100-150 - в ширину.

Фархадская ярмарка, некогда получившая свое название от одноименной улицы, была, пожалуй, самым большим из ликвидируемых ныне базаров. Сегодня на месте этого оживленного центра, где всего две недели назад велась активная торговля бытовой техникой, одеждой, обувью и хозтоварами, остались только торчащие кое-где руины да огромные груды мусора, разгребаемого тяжелой техникой и загружаемого в самосвалы.

По предположениям отдельных владельцев магазинов, без особых эмоций наблюдавших за тем, как рабочие разбирают их собственность, на освободившейся территории будет создана очередная парковая зона, которую засадят хвойными деревцами из Узунского лесопитомника (Сурхандарья). Другие говорят, что, возможно, здесь будут построены типовые двухэтажные магазины, подобно тем, что появились в Андижане. Правда это или нет, сказать сложно: представители власти никак не комментируют массовый снос торговых объектов в Ташкенте.

По сложившейся традиции, перед началом ликвидации ярмарки, в конце марта, ее посетило городское и районное начальство во главе с премьер-министром республики Шавкатом Мирзиёевым, который после осмотра выразил большое неудовольствие «неупорядоченным» внешним видом магазинов, и велел всё «упорядочить», то бишь снести.

С эстетической точки зрения Фархадская ярмарка действительно выглядела не слишком презентабельно, представляя собою разросшееся в 1990-е годы довольно хаотичное сосредоточение одноэтажных торговых помещений. В течение последних полутора десятилетий на внутренней территории базара, отделенной от автодороги двумя рядами более представительных магазинов, велась интенсивная торговля «с рук» подержанными вещами, техникой, запчастями, сантехникой, деталями, разными полезными железками, словом, задворки ярмарки выполняли функции барахолки и пользовались популярностью среди не слишком состоятельного населения района, вызывая сильное раздражение со стороны властей своим наглым подрывом картины будто бы наступившего «Великого будущего».

Куда теперь денутся все эти тысячи людей, с той или иной степенью периодичности зарабатывавшие себе там на жизнь, неизвестно. Впрочем, похоже, что этим вопросом узбекские власти не задаются вообще никогда. Никаких компенсаций владельцам снесенных магазинов они выплачивать, естественно, не собираются.

«На самом деле основная часть всех этих магазинов принадлежала не предпринимателям, а всяким чиновникам, прокурорам, ментам, просто оформлена была на других, - утверждает ташкентский правозащитник Бахадыр Намазов. – Поэтому никто из них особенно и не возмущается по поводу сноса. А возмущаются только те, кто там работали – продавцы, товароведы и так далее, поскольку все они остаются без работы. Но их успокаивают, говорят: «Скоро новые магазины откроются, и вы будете там торговать».


Снос Фархадской ярмарки, Ташкент, 18 апреля 2011 г. Фото ИА «Фергана»

Где и когда появятся эти самые новые торговые места, если они появятся вообще, никто пока не объясняет: окончательное решение на этот счет, судя по всему, еще не принято. Тем временем Фархадская ярмарка повторяет судьбу других базаров Ташкента, по неизвестной причине снесенных в последние недели и месяцы: рынка «Машиностроитель», ярмарки по улице Навои, половины Алайского рынка, «торгового базара» при Паркентском рынке и других. Помимо того, что все разрушенные магазины и торговые комплексы являлись чьей-то собственностью, хозяева которой понесли большие убытки, без работы, то есть без средств существования, по прихоти премьера Мирзиёева и других государственных чиновников остались тысячи людей.






РЕКЛАМА