16 november 2024




Новости Центральной Азии

Посол США критикует Таджикистан за нарушение свободы вероисповедания. Его таджикский коллега с критикой не согласен

09.03.2011 12:42 msk, Фергана

Таджикистан

Законопроект «Об ответственности родителей» и уже де-факто введенный в стране запрет на посещение женщинами мечетей серьезно нарушают свободу вероисповедания в Таджикистане. Об этом 3 марта на заседании Постоянного совета в Вене заявил посол США в ОБСЕ по вопросу свободы вероисповедания Иэн Келли, передает Азия-плюс.

«Наиболее вопиющие нарушения свободы вероисповедания имеют место в странах с авторитарными правительствами, которые стремятся подчинить себе все виды религиозной мысли и самовыражения в рамках общего стремления взять под контроль все аспекты политической и гражданской жизни. Некоторые правительства ссылаются на свою заботу о политической безопасности в качестве основания для подавления мирного отправления религиозных обрядов. Мы наблюдаем это в ряде стран ОБСЕ, в первую очередь, в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане» - отметил в своем заявлении посол Келли.

Он сообщил, что предлагаемый в Таджикистане законопроект «Об ответственности родителей» запрещает всем лицам в возрасте до 18 лет состоять в религиозных общинах. «Мы призываем правительство Таджикистана отменить это положение, которое означало бы серьезное нарушение свободы вероисповедания. Мы с тревогой отмечаем, что в Таджикистане уже де-факто принят запрет на посещение женщинами мечетей», - говорится в заявлении.

Далее отмечается: «Другим предметом нашей озабоченности является враждебность государств по отношению к членам нетрадиционных групп и представителям религиозных меньшинств. Некоторые правительства запугивают и преследуют представителей религиозных общин и попустительствуют гонениям на них со стороны общества. Во многих государствах-участниках ОБСЕ религиозным меньшинствам чинятся многочисленные юридические или административные препоны при отправлении их религиозных обрядов».

В некоторых государствах-участниках ОБСЕ, отметил в своем заявлении посол Келли, ничего не делается для пресечения различных форм нетерпимости по отношению к определенным религиозным группам. «В этих странах законодательство может запрещать дискриминацию или преследование по признаку вероисповедания, но официальные лица не занимаются предотвращением нападений, гонений и других проявлений враждебности в отношении определенных лиц или религиозных групп», - сказал он.

В целом, уверен посол США в ОБСЕ, защита свободы вероисповедания не может ограничиваться просто существованием хороших законов или правильной политики: «Правительства также несут ответственность за работу на всех уровнях по предотвращению нарушений, судебному преследованию лиц, совершающих насильственные преступления, энергичному внедрению и применению антидискриминационных законов, возмещению ущерба потерпевшим, когда в этом есть необходимость, и созданию атмосферы уважения и толерантности по отношению ко всем людям».

На заявление Келли отреагировал его коллега, посол Таджикистана в ОБСЕ Нуриддин Шамсов. Как передает Азия-плюс 7 марта, Шамсов заявил, что Конституция республики обеспечивает свободу религии, и правительство уважает это право на практике. Новый, исправленный закон Таджикистана «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в 2009 году, обеспечивает свободу лиц выбирать и менять свою религию, а также на практике осуществлять свою религию.

По словам Шамсова, в Таджикистане свободно действуют более 3500 мечетей и 84 немусульманских религиозных организации. «В республике официально зарегистрирована первая и на сегодняшний день единственная исламская политическая партия на постсоветском пространстве. Государственная политика Таджикистана в области свободы совести и религиозных организаций осуществляется строго в соответствии с конституционными принципами гражданского общества, основанными на политическом и идеологическом плюрализме и отношениях между государственными и религиозными организациями. Эти принципы обеспечивают отделение религиозных организаций от государства, невмешательства государства в деятельность религиозных организаций, кроме случаев, предусмотренных законодательством страны, а также гарантируют светский характер образования в государственной системе образования, продвижения терпимости и религиозной гармонии между различными верами и конфессиями. Религиозные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с собственными правилами вероисповедания и уважения законодательства Республики Таджикистан», - заявил посол.

Он отметил, что закон не отдает предпочтение какой-либо отдельной вере или религиозному учреждению и предотвращает навязывание гражданскому обществу идеологии религиозных организаций. «В случае нарушения этих положений государственные органы предпринимают соответствующие меры, чтобы остановить подобные проявления, - сказал Шамсов. - Национальное законодательство обеспечивает равные условия и защиту для всех вероисповеданий и светского характера общества».

Шамсов подчеркнул, что в учрежденный много лет назад президентом Таджикистана Общественный совет входит большинство религиозных организаций и этнических меньшинств. «За этот период церковь показала себя как истинный миротворец в Таджикистане, демонстрируя терпимость и играя активную роль в консолидации таджикского общества», - сказал он.

Шамсов отметил, что Таджикистан привержен своим международным обязательствам, включая обязательства в области прав человека и свобод, принятых в рамках ОБСЕ. «Однако вопросы соблюдения прав человека следует рассмотреть наряду с растущим проявлениями экстремизма, радикализма, терроризма, межнациональных угроз, берущих начало за пределами зоны ОБСЕ, а также в контексте национальных и региональных усилий по продвижению безопасности и стабильности в регионе», - считает посол Таджикистана в ОБСЕ.

По его словам, с 2006 года Верховный суд республики признал вне закона 12 экстремистских исламских движений и организаций, в том числе - «Аль-Каида», «Восточное Туркестанское исламское движение», движение «Талибан», «Братья-Мусульмане», «Пакистанское исламское общество», «Жамияти таблиг» и другие, в заключении находятся 134 члена запрещенного движения «Хизб ут-Тахрир».

Н.Шамсов добавил, что вопросы соблюдения прав человека, в частности, вероисповедания и свободы, остаются в программе открытого и конструктивного диалога между правительством Таджикистана, ОБСЕ и государств-участников.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА