23 november 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Национальная комиссия по расследованию июньских событий обнародовала свои выводы

11.01.2011 14:34 msk, Фергана

Кыргызстан

Главными виновниками трагических июньских событий на юге Кыргызстана являются мечтавший стать лидером узбекской диаспоры Кадыржан Батыров, его единомышленники, родственники бывшего президента республики Курманбека Бакиева, так называемые «третьи силы» и спецслужбы, не сумевшие предотвратить конфликт. Узбеки не требовали автономии, Временное правительство получало сигналы о вероятности межэтнических столкновений, но не приняло должных мер по их предупреждению. Таковы основные выводы Национальной комиссии, занимавшейся всесторонним изучением причин, последствий трагических событий, произошедших на юге республики в июне 2010 года, и выработкой соответствующих рекомендаций.

11 января в Бишкеке на пресс-конференции председатель Национальной комиссии по расследованию причин трагических событий на юге Кыргызстана Абдыганы Эркебаев рассказал, что, согласно указу, Комиссия занималась политической оценкой произошедшего и не вмешивалась в работу следственных органов.

«В ходе работы мы разговаривали с простыми людьми и чиновниками, руководителями временного правительства, начиная с Розы Отунбаевой, Алмазбека Атамбаева, Кубатбека Байболова и других, свидетелями и участниками тех событий, которые сейчас стали депутатами парламента. Правда, из пятнадцати приглашенных на встречу депутатов пришли только шестеро, один из них – Камчыбек Ташиев. Ради объективности мы встречались с оппозиционными политиками, правозащитниками и экспертами международных организаций, изучили печатные и электронные СМИ, причем не только отечественные, но и зарубежные, фото и видеоматериалы произошедшего», - собщил Эркебаев.

По его словам, отчет Комиссии разделен на несколько частей. В первой, под названием «Историческо-культурные стороны конфликта», рассматриваются особенности юга Кыргызстана.

«Мы впервые дали акцент на события 1990-го года, а один из членов нашей Комиссии в то время был комендантом города Узген. Констатируем, что тогдашнее руководство не проанализировало произошедшие события, не извлекло из них уроки и даже не дало произошедшему оценку. Если бы тогда они дали оценку случившемуся, то мы бы не повторили те события», - сказал Эркебаев.

«Далее мы даем оценку национальным отношениям в период правления Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Подняли статистические данные по этническому составу страны и выяснили, в какой сфере был представлен тот или иной этнос, особенно узбеки. Отметим, что братья-узбеки занимали достаточно должностей в экономике, здравоохранении, но, как они заявляют, мало были представлены в политике, органах внутренних дел, прокуратуре, судебной системе, и совсем мизерно - в армии и погранслужбе. Мы отмечаем, что в том время национальная политика, как таковая, не проводилась. Также именно при Бакиеве начали появляться первые межэтнические конфликты, в частности, в селах Искра и Маевка», - продолжает глава Комиссии.

По данным комиссии, начало июньских событий было заложено в Джалал-Абаде, где наблюдалось «политическое противостояние с участием Кадыржана Батырова, после поджога дома Бакиева произошло размежевание и после этого конфликт приобрел иное измерение, то есть политическое противостояние переросло в межэтническое», - поясняет Эркебаев. - Мы считаем, что Батыров вначале действовал в унисон власти, потом произошли события, и на этом фоне Батыров стал делать все, чтобы стать лидером узбекской диаспоры, и даже проехал по всем районам, где компактно проживают узбеки, проводил агитационную работу. При своем университете он много дней подряд организовывал митинги, в которых участвовали узбеки из разных районов юга страны. Такие митинги вызвали ответную реакцию кыргызов и тут началось межэтническое противостояние. После конфликт начал разрастаться и перекинулся на Ош».

По мнению Комиссии, конфликт в Оше начал разрастаться благодаря агрессивной деятельности Батырова, «которого поддержали Иномжан Абдирасулов, Джалалиддин Салахутдинов, потому что собрания представителей узбекской общины проводились не только в Джалал-Абаде, но и в Оше. Так, с конца апреля до 10 июня было проведено более 25 таких сходов узбеков, на которых присутствовало от 200 до 2000 человек. Ради самозащиты велись работы по созданию народных дружин, которые выдвигали ряд требований: о придании узбекскому статуса официального языка, об увеличении квоты для лиц узбекской национальности в органах власти до 30 процентов, но, подчеркну, в их выступлениях нет требования об автономии», - отметил Эркебаев.

По его словам, «эти митинги вызвали раздражение у другой национальности, то есть кыргызов, что вызвало драки. Началось рейдерство кыргызского криминала, кыргызские ребята занимались вымогательством у узбеков. События стали нарастать, начались разного рода бытовые конфликты, которые приобретали политическую окраску. В итоге митинги привели к событиям 10 июня, когда пошли массовые столкновения возле гостиницы «Алай» в Оше. Начались поджоги домов рядом с гостиницей, в ту ночь произошли первые убийства».

«Так как не было своевременной официальной информации, по городу пошли различные слухи, в частности, слухи об изнасиловании кыргызских девушек, но нами они не подтвердились, - подчеркивает Эркебаев. - Слухи обрастали, и утром 11 числа кыргызская молодежь стала стекаться в Ош, начались массовые столкновения, поджоги, мародерство и убийства».

Глава национальной комиссии почеркнул, что «эти события начались благодаря экстремистским действиям не кыргызского или узбекского народа, а Кадыржана Батырова и его сообщников, которые организовывали митинги и были идейными вдохновителями тех событий. Далее туда стали стягиваться иные силы, у которых были разные цели, в том числе и клан Бакиева».

«Максим и Жаныш (сын и брат бывшего президента Киргизии. - Прим. ред.) вели переговоры с иностранцами в лице религиозных деятелей за рубежом и в Таджикистане, они финансировали ряд родственников Бакиева. Их причастность есть, и она достаточно сильная. Там же использовались криминальные элементы, связанные с наркотрафиком, причем в этих событиях, кроме южного криминала, участвовали криминальные элементы с севера, наркоторговцы. В качестве доказательств мы приводим ряд имен и фактов».

«Следующий раздел заключения Комиссии посвящен «третьей силе», - продолжает Эркебаев. - Были сведения об участии спецслужб, были публикации об участии в произошедшем отдельных российских политиков, американских спецслужб. Говорилось о фактах задержания граждан России. Также некоторые задержанные говорили, что Батыров заявлял, что ему окажет помощь Узбекистан».

Далее Комиссией была проанализирована работа органов власти, армии, милиции, пограничников и добровольных сил, участвовавших в погашении конфликта.

«В отчете мы отметили как положительную роль временного правительства (ВП) и местных органов власти, так и их недостатки. Да, об этих событиях действительно были предварительные сигналы, но ВП и руководители Ошской и Джалал-Абадской областей не придавали им должного значения, за что ВП должно нести политическую ответственность», - заявил Эркебаев.

Он рассказал, что «во время тех событий имели место неправильные решения ВП, например, долгое назначение на пост главы МВД Болота Шерниязова; то, что начальником УВД Ошской области назначили совершенного некомпетентного человека. При этом мы отмечаем, что при Бакиеве были просчеты преступного характера, когда наши внутренние войска были обескровлены, в Оше была ликвидирована горная бригада войск, полк в 500 человек, и в итоге юг оказался оголенным, там не было сил для противостояния. А в это же время служба госохраны укреплялась как в техническом, так и в материальном плане. Также в то время не было единства внутри самого ВП, среди политиков были разборки, не было и связи между ВП и органами власти юга. Например, мэр города Ош за два месяца ни разу не получил никаких указаний».

Почеркнув, что вина ВП в произошедшем в июне есть, Эркебаев тут же заметил, что еще больше виноваты органы национальной безопасности, прокуратура и МВД.

«Службы национальной безопасности должны были не только информировать о возможном возникновении конфликта, но и не допустить его, эту свою функцию не выполнили, - пояснил Эркебаев. - Еще мы отмечаем, что в тех событиях участвовали некоторые политические лица, в частности, депутат парламента Мамытов замешан в незаконном захвате оружия в городе Майли-Cуу, также в подобных действиях был замечен и сын Азимбека Бекназарова- Руслан».

Эркебаев сообщил, что в заключении Комиссии говорится о помощи России Кыргызстану, особо отмечена роль президента Узбекистана Ислама Каримова. Еще один раздел посвящен освещению июньских событий в СМИ.

«В самом начале конфликта против Кыргызстана велась информационная война, при этом информационный центр власти оказался слабым, и мы не смогли противостоять этой атаке, - заявил Эркебаев. - В те дни иностранные корреспонденты писали о происходящем больше, чем наши журналисты, тогда же звучали обвинения о геноциде и этнической чистке».

Рассказывая о жертвах конфликта, Эркебаев сообщил, что по данным на 10 декабря на юге страны было обнаружено 426 трупов, из них 381 опознан. 276 опознанных погибших – узбеки, 105 - кыргызы. Было ранено около 2000 гражданских лиц и 200 военных. До сих пор продолжается работа по поиску пропавших без вести. Экономические потери юга страны составляют около 4 миллиардов сомов (свыше $85 млн.).

Всего по событиям на юге было возбуждено 562 уголовных дела, задержаны 306 человек, 271 заключен под стражу, из них 39 человек кыргызской национальности, 230 — узбекской и 2 человека другой национальности.

Эркебаев добавил, что имеет место критика в адрес правоохранительных органов, которые незаконно задерживали ряд лиц и применяли пытки. Кроме того, из-за июньской трагедии Кыргызстану нанесен большой ущерб в международных делах, сильно подпорчен имидж страны.

«Рассмотрев и проанализировав оценки и характер событий, мы не согласны с тем, что это был геноцид или гражданская война, - заявил глава Национальной комиссии. - Мы считаем, что произошел крупный межнациональный конфликт, спровоцированный узбекскими общинами и кланом Бакиева, сопровождаемый насилием, поджогами и мародерством. Начался он в середине мая в Джалал-Абаде, 10 июня развернулся в Оше и затем снова перекинулся в Джалал-Абад».

Эркебаев пояснил, что «свержение Бакиева и последовавшие за этим кадровая чехарда и борьба за власть старой и новой элиты были восприняты экстремистски настроенной узбекской общиной как возможность продвижения во власть узбеков, они начали проводить митинги в селах, а в дальнейшем эти действия из-за своей организованности и массовости переросли в межнациональные столкновения, в которых свою роль сыграли клан Бакиевых, криминалитет и внешние силы».

«В произошедшей трагедии есть и вина временного правительства, кураторов силового блока Азимбека Бекназарова, Исмаила Исакова, Болота Шерниязова, Кенешбека Душебаева, местных властей южных областей, которые имели информацию заранее, но не смогли предотвратить события, - продолжает Эркебаев. - При Бакиеве снизился эффект работы вооруженных сил, снизилась их численность, у нашей милиции даже не было элементарных средств защиты».

Затем Эркебаев зачитал большую часть из 19 подготовленных Нацкомиссией рекомендаций:

- Президент, правительство и парламент должны рассмотреть меру политической ответственности и членов временного правительства Бекназарова, Исакова, Шерниязова, Душебаева, курирующих силовые структуры, а также губернаторов и мэров южных городов, акимов районов за допущение и несвоевременное погашение конфликта. («Во всем мире, если у людей есть совесть в таких случаях они сами уходят, либо президент вынуждает их уйти в отставку, у нас по сей день ни один человек так и не покинул свой пост», - заметил Эркебаев. На вопрос журналистов о том, что подразумевается под политической ответственностью, Эркебаев пояснил, что «речь идет о постах, вопрос об уголовной ответственности должен решать только суд. То есть вначале эти политики должны покинуть свои посты»).

Все публикации о событиях в Оше, начиная с 11 июня 2010 года, доступны здесь.
- Рассмотреть вопрос об объявлении 2011 года годом согласия и толерантности.

- Министерству обороны и другим силовым структурам, агентству по кадровой службе при назначении кадров учитывать национальный состав населения, но при этом отдавать приоритет деловым качествам.

- Для консолидации народа подготовить концепцию программы по этнической политике.

- Президенту страны рассмотреть вопрос о возможности награждения Ислама Каримова за вклад в разрешение конфликта и предотвращение региональной войны.

- Ускорить процесс по делимитации и демаркации границ с Узбекистаном и Таджикистаном и урегулировать водные вопросы.

- В кратчайшие сроки рассмотреть вопросы количественного и качественного изменения МВД, прокуратуры, армии и укрепления их материальной базы.

- Привлечь к ответственности тех должностных и гражданских лиц, которые допустили захват оружия и техники.

- Генпрокуратуре провести расследование фактов, которые есть в отчетах относительно незаконного задержания лиц и применяемых по отношению к ним пыток и вымогательств.

- Минфину, МВД, Минздраву и другим министерствам предоставить правительству и парламенту отчет по грантовым средствам и гуманитарной помощи для юга.

- Министерству культуры, Минюсту, МИДу, Генпрокуратуре провести разъяснительную работу с руководителями СМИ о недопустимости публикаций материалов националистического характера.

- Парламенту рассмотреть и внести дополнения в закон о чрезвычайном положении [в части, касающейся] функций комендантов, взаимоотношений местных органов власти с центральными органами власти.

- Определить статус религиозных организаций и формат их взаимодействия с органами власти.

- Пересмотреть закон о статусе города Ош.

- Разработать закон об Ассамблее народов Кыргызстана».

В заключение Абдыганы Эркебаев сообщил, что Комиссия поднимала вопрос о связи членов временного правительства с Кадыржаном Батыровым: «Мы спрашивали Отунбаеву и других об их отношениях с Кадыровым, они подтвердили, что имели с ним телефонные и личные беседы, но никто из членов временного правительства не обещал ему никакой пост».

Отчет Комиссии был закончен 10 января и уже передан президенту, спикеру и правительству Кыргызстана. В настоящее время отчет, который подготовлен на русском языке, переводится на киргизский язык. Предположительно, официальная публикация документа состоится 17 января.

По словам Эркебаева, из 30 членов Комиссии отчет подписали 22 человека, один эксперт скончался в период работы, трое добровольно вышли из состава комиссии, два члена не принимали участие в ее деятельности. Заключение Комиссии занимает 33 страницы, отчет - пять страниц.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА