Казахстан: Начался суд над узбекскими беженцами, которым грозит экстрадиция; международные организации заявляют о нарушениях
6 декабря 2010 года в Алма-Ате (Казахстан) начался суд, который рассматривает вопрос об экстрадиции узбекских беженцев, который были арестованы 9-11 июня 2010 года и находятся под арестом в следственных изоляторах ДВД (департамента внутренних дел) и ДКНБ (департамента комитета национальной безопасности) Казахстана.
Комитет по спасению узбекских беженцев распространил заявление, в котором говорится, что судебные слушания проходят с грубейшими нарушениями: «С самого начала процесса арестованным беженцам не разрешили участвовать в ходе судебных заседаний, несмотря на ходатайства адвокатов и просьбы самих беженцев. Судьи и представители Департамента не удовлетворяют требования адвокатов о предоставлении им всех необходимых документов по решениям Республиканской централизованной комиссии по определению статуса беженца. Утверждения заместителя директора департамента Комитета по миграции по городу Алматы Кульсум Искаковой являются необоснованными и беспочвенными, так как основываются только на голых обвинениях узбекской стороны».
В заявлении говорится и о серьезных процессуальных нарушениях, допущенных в ходе досудебных разбирательств. Так, по данным адвоката одного из подсудимых Игоря (?) Пана, во время работы комиссии беженцам не были предоставлены переводчики, и большинство из них не понимало суть вопросов и не могло нормально отвечать комиссии, поскольку не знали ни русского, ни казахского языков. В ответ на неоднократные просьбы адвоката об участии переводчика в досудебных разбирательствах администрация следственного изолятора отвечала отказом. На суде же К.Искакова заявила, что услуги переводчика были предоставлены.
Судья Шолпан Умбеталиева не удовлетворила ходатайство адвоката Анжелики Рахимбердиной, в котором она просила суд привлечь жен арестованных беженцев в качестве третьих лиц.
Как сообщила суду директор департамента Комитета по миграции по городу Алматы Гульсара Алтынбекова, «во время вынесения решений по предоставлению статуса беженца комиссия основывалась исключительно на обвинительных документах, полученных от правоохранительных органов Узбекистана и Казахстана».
Адвокат А.Рахимбердина просила суд внести в дело следующие документы, в которых подробно описывается ситуация с правами человека в Узбекистане, в том числе отчеты и рекомендации Комитета ООН против пыток; отчеты ООН по правам человека; резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 60/174, в которой описывается положение в области прав человека в Узбекистане; письмо Рейчел Денбер, и.о. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Мами; отчеты международных правозащитных организаций «Хьюман Райтс Вотч», «Амнести Интернэшнл», Хельсинского Комитета о ситуации с правами человека в Узбекистане.
В этой просьбе было отказано.
Как говорится в заявлении Комитета по спасению беженцев, «большинство ходатайств адвокатов отклоняются судьями, прокурором и представителями Департамента. Судьи уже требуют от адвокатов срочно подготовить дело к прениям, несмотря на то, что суд только начался. Подобный подход к делу со стороны суда вызывает у нас глубокое сожаление и беспокойство».
«Мы просим руководства демократических стран, международных правозащитных организаций, представителей средств массовой информации, а также людей доброй воли не оставлять без внимания этот судебный процесс, продолжающийся с грубыми нарушениями прав беженцев», - говорится в заявлении, подписанном Мутабар Таджибаевой, руководителем правозащитной организации «Утюраклар клуби» (Пламенные сердца), Париж, Франция; Талибом Якубовым, вице-президентом Общества Прав человека Узбекистана, Анже, Франция; Исмаилом Дадажановым, президентом Демократического форума Узбекистана, Хелсинборг, Швеция; Нуриллой Максудовым, председателем Организации «Андижон - Адолат ва Тикланиш» (Андижан - Справедливость и Возрождение), Дюссельдорф, Германия; политологом Камолиддином Раббимовым, Франция; Ахмадом Ийсо, представителем Инициативной группы узбекской диаспоры в Швеции.