Таджикистан: Задержанный в России «непримиримый» Абдулвосит Латипов был амнистирован еще в 2001 году
«Фергане» стали известны подробности, касающиеся задержания Абдулвосита Латипова. Ранее сообщалось, что Латипов - главарь незаконного военного формирования «Непримиримая таджикская оппозиция», который известен в криминальных кругах как Кори-Восит. Напомним, что Латипов был объявлен в международный розыск «за совершение тяжких преступлений на территории Таджикистана: на счету преступника и его подельников более 25 терактов и шесть диверсий в отношении русскоязычного населения».
«Фергане» стали известны некоторые детали этого задержания, которые меняют взгляд на происшедшее. Нам удалось достать письмо, датированное 2001 годом и подписанное старшим следователем следственного управления Министерства национальной безопасности Республики Таджикистан И.Ахмадовым. В этом письме, адресованном Абдулвоситу Латипову, говорится, что «уголовное преследование в отношении вас по ст.63 ч.1 и др. УК Республики Таджикистан 13 февраля 2001 года… прекращено согласно Постановления Маджлиси Оли (парламента) от 14 мая 1999 года №742 «О всеобщей амнистии», а также отменено ранее избранная в отношении Вас мера пресечения в виде содержания под стражей и прекращен объявленный розыск, о чем направлены соответствующие документы в МВД Республики Таджикистан с требованием прекращения Вашего розыска».
Письмо следователя Абдулвоситу Латипову
Самое интересное, что после 2001 года Латипов в Таджикистан не приезжал.
Другой «активный член группы Латипова», Юсуф Джалилов, был так же задержан в Челябинске и экстрадирован в Таджикистан, его так же обвиняли в совершении жестоких преступлений. Однако, как удалось выяснить «Фергане» из собственных источников, вскоре после прибытия в Таджикистан Джалилов был отпущен.
Боймурод Ходжаев, еще один активный член «группы Латипова», сейчас тоже находится в Челябинске и ждет экстрадиции в Таджикистан.
У членов «группы Латипова» есть общее - они все были приставлены Министерством нацбезопасности к Ходжи Акбару Тураджонзода, когда тот занимал должность вице-премьера Таджикистана. Сегодня же в Таджикистане идет серьезная кампания, направленная против Тураджонзода, бывшего лидера Объединенной Таджикской Оппозиции, и охота на его «учеников-телохранителей» - часть этой кампании. Охота на телохранителей не ограничивается Россией: в самом Таджикистане арестовывали Мухтора Джалилова. Пытками от него добивались признательных показаний - и он умер вскоре после выхода из тюрьмы, так и не выздоровев после издевательств.
Кампания против Тураджонзода началась после того, как он выступил с интервью, в котором осудил антироссийскую политику Таджикистана. Тогда Тураджонзода заявил, что Таджикистан, если считает себя партнером России, должен признать независимость Абхазии и Южной Осетии; что «мы не должны в отношении России уподобляться сварливым старухам», и в-третьих, Тураджонзода предложил отдать таджикский алюминиевый завод в частные руки, пусть даже российские: он был уверен, что в этом случае частный бизнес решит вопрос дефицита электричества.
После этой статьи началась кампания против Тураджонзода в местных СМИ. Его самого называли «агентом КГБ», а о его сторонниках и бывших охранниках стали писать, что они террористы, убийцы, и обязательно указывали на ненависть их к русскоязычному населению.
Незадолго до задержания Латипова в таджикоязычной газете «Точикистон» от 25 ноября 2010 года вышла полосная статья «Еще один террорист попал в капкан», где Латипова называли «кори» (человек, который наизусть знает Коран), «мулло» (священник) и «ходжи» (тот, кто совершил хадж). О Латипове говорили, что он был преступником, прошел обучение в лагерях Пакистана, организовывал взрывы, брал людей в заложники. Заодно говорилось и о других охранниках: что они готовы на все, ездят на «Лексусах», «Тойотах», и все это куплено на преступные деньги. «Сегодня каждый кирпич, каждая доска, каждый лист шифера, каждый ковер в мечетях Таджикистана куплены на деньги, заработанные преступным путем… Мусульманство и религиозность таких людей связаны больше с мирскими соблазнами, чем с верой. Если бы было не так, то ученики Ходжи Акбара Тураджонзода не стали бы убийцами, террористами и разбойниками. <…> Это ученики, которые обошли своего учителя и добились его благодарности и восхищения».
Статья была подписана Джамшеди Хасан, кандидат философских наук. Когда благодарные герои статьи с местной горячностью начали искать автора, то выяснилось, что в Таджикистане такого кандидата философских наук нет. Редакторы тоже отказывались признаваться, кто прислал статью. В результате сошлись на том, что статья пришла из Министерства национальной безопасности.
Тураджонзода ответил на эту статью о Латипове. Интересно, что ее 2 декабря опубликовал тот же «Точикистон». «То, что вы пишете о Латипове, объявляя сразу, что он мой ученик, означает только одно - статья, прежде всего, направлена против меня. Ваша клевета полностью повторяет те обвинения, которые уже 18 лет вы навешиваете на руководителей оппозиции, командиров и бойцов. Для вас нет ничего святого, вы не уважаете ни ислам, ни права человека, ни религиозных деятелей. Но вы все время говорите о Конституции как о святыне. И если вы не уважаете ислам, если вы ненавидите мечеть, если вы испытываете ненависть к нашей религии - так хотя бы уважайте свою Конституцию, двадцатая статья которой гласит, что только суд определяет, виновен ли человек в тяжелых преступлениях».
«Вы с насмешкой пишете о Латипове «мулло-кори-ходжи», но правда такова, что Абдулвасиф не мулло, не кори и не ходжи. Он не ходжи, потому что он никогда не был заграницей, кроме России, - он не совершал хадж. Он не «кори», потому что он не только не знает Коран наизусть - он не может его прочесть. И он, конечно, никакой не мулло, потому что не может быть священнослужителем человек, который не совершал хадж и не может прочесть Коран, - пишет Тураджонзода. - Это уже пятая клеветническая статья, которую вы опубликовали за последнее время против меня. Я неоднократно подчеркивал: не бойтесь, я не вернусь в большую политику. Я не состою ни в одной партии, не поддерживаю никаких политических движений. Только прошу вас - оставьте меня и моих братьев спокойно жить у себя на родине. Потому что мы тоже имеем право жить на этой земле. А если наши слова, мысли или взгляды вам не нравятся - прошу вас, будьте терпимей, потому что уважение к чужому мнению есть требование Конституции. <…> Я не претендую на вашу власть, ешьте ее сами - и не поперхнитесь».
Заметим, что незадолго до экстрадиции Юсуфа Джалилова в Таджикистане так же выходили статьи о нем, в которых его обвиняли в самых тяжких преступлениях.
Сегодня в России активно задерживают граждан Таджикистана - по некоторым данным, существует список из полутора тысяч фамилий тех, кто подлежит экстрадиции. По данным «Ферганы», только за последние две недели было задержано тридцать человек.