Кыргызстан: На процессе по апрельским событиям все обвинения оглашены. Суд допрашивает потерпевших
25 ноября гособвинение завершило оглашение обвинений всем подсудимым по апрельским событиям в Кыргызстане, суд приступил к допросу потерпевших.
Как передает 24.kg, сотрудникам спецназа «Арстан» Службы госохраны (СГО) предъявлено обвинение по статье 97 ч.2 пунктов 1, 3, 5, 6, 15 уголовного кодекса («Убийство двух и более лиц, в том числе несовершеннолетних, способом, опасным для жизни многих лиц, с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору»), а также по статьям 28 («Покушение на преступление») и 369 («Утрата военного имущества»). Бывшему командиру спецназа «Арстан» СГО КР Эсенбай уулу Байышу вменяют также статью 305 («Превышение должностных полномочий»).
По информации AKIpress, бойцы «Арстана» и «Альфы» не признают предъявленных им обвинений. В частности, сотрудник «Альфы» Олег Ребенок опроверг заявление обвинения о том, что снайперская группа прибыла 7 апреля в Дом правительства уже в 14.00, утверждая, что она подъехала туда лишь в 16.45.
По данным Азаттыка (киргизская служба Радио Свобода), по материалам дела в качестве потерпевших проходят 306 человек. Следствие утверждает, что 7 апреля погибли 77 человек. Еще 306 человек, из них 12 подростков, получили ранения различной степени тяжести.
Во время судебного заседания несколько потерпевших в пылу возмущения пытались выбежать на сцену и вели себя агрессивно. Но сотрудники правоохранительных органов навели порядок в зале. Значительная часть потерпевших выразила недоверие суду и покинула зал, заявив, что адвокаты обвиняемых пытаются выставить их виноватыми. ««Почему затыкают рот нашим адвокатам, а защитникам обвиняемых позволяют задавать наводящие вопросы? У нас большие претензии к судье и адвокатам обвиняемых. По их вине сбежали трое подсудимых», - цитирует потерпевших 24.kg.
Тем временем вице-премьер-министр Киргизии Азимбек Бекназаров заявил, что трое беглецов - бывшие генеральный прокурор Нурлан Турсункулов, руководитель аппарата президента страны Каныбек Жороев и руководитель секретариата главы государства Оксана Малеваная - объявлены в международный розыск «в связи с уклонением от явки в суд и участия в процессе, по которому они являются подсудимыми». Бекназаров сообщил, что у правоохранительных органов есть оперативная информация о местонахождении этих людей, она проверяется.
Напомним, что 22 ноября Турсункулов, Жороев и Малеваная не явились на очередное заседание суда, в связи с чем по ходатайству стороны обвинения, им была изменена мера пресечения на пребывание под стражей в СИЗО ГСНБ (следственном изоляторе государственной службы национальной безопасности) Кыргызстана.
Между тем, суд удовлетворил ходатайство адвоката защиты подсудимых Икрамидина Айткулова о привлечении в качестве дополнительного свидетеля правозащитницы Токтайым Уметалиевой. «В ходе изучения материалов дела я с удивлением обнаружил, что непосредственная участница этих событий Токтайым Уметалиева ни разу не была приглашена и не допрошена следствием в качестве свидетеля. В СМИ того периода есть ее интервью с подробным рассказом хронологии развивающихся событий, поскольку сама Токтайым Уметалиева была, что называется, в эпицентре событий», - пояснил Икрамидин Айткулов.
По словам Т.Уметалиевой, она ожидала, что будет привлечена в качестве свидетеля. Она заявляет, что в суде по апрельским событиям должны быть допрошены все участники оргкомитета Народного курултая, которые несли ответственность за безопасность участников митинга, «в том числе Отунбаева, Текебаев, Душебаев и другие». «Потому что в суде должна быть установлена истина. И на скамье подсудимых должны сидеть участники обеих сторон - и те, кто направлял людей под пули, и те, кто приказывал стрелять», - подчеркнула Токтайым Уметалиева.
Тот факт, что гособвинение выступило против допроса Токтайым Уметалиевой, по ее словам, также понятен. «Ведь в этом случае откроются две стороны одной медали. И половина потерпевших тоже может сесть на скамью подсудимых», - заявила она, добавив, что власти пытаются этот политический процесс превратить в обычный и повесить всю вину на военнослужащих - исполнителей чужих приказов.
Процесс по апрельским событиям продолжается.