Кыргызстан: На суд по апрельским событиям не явились трое подсудимых: Малеваная, Турсункулов и Жороев. Если поймают - посадят в СИЗО ГСНБ
В Бишкеке (Кыргызстан) прошло третье заседание по делу об апрельских событиях. В начале процесса судья Жакыпбек Бектемиров отклонил ходатайство адвокатов о своем отводе, которое было подано в первый день процесса. Но едва начавшись, процесс был снова приостановлен: по непонятным причинам на процесс не явились подсудимые Оксана Малеваная, Нурлан Турсункулов и Каныбек Жороев. Судья дал полчаса на то, чтобы этих подсудимых доставили в зал суда, однако когда через 30 минут они не были найдены, судья объявил перерыв до 14.00, то есть дал еще три часа, чтобы привести обвиняемых на процесс.
Однако и к 14.00 трое обвиняемых на суде не появились. На вопрос судьи, где обвиняемые, сторона обвинения заявила, что накануне, 21 ноября, Малеваная, Турсункулов и Жороев с семьями выехали в неизвестном направлении. И тут же сторона обвинения попросила изменить всем подсудимым меру пресечения с подписки о невыезде на заключение под стражу, объяснив, что в этом случае они будут являться на суд вовремя. Напомним, что из 28 подсудимых шестеро находятся в розыске, трое – под стражей, остальным назначена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Тогда адвокат Жороева Любовь Иванова поинтересовалась у стороны обвинения, является ли информация о том, что подсудимые с семьями покинули страну, достоверной, или это слухи? В свою очередь, адвокат Малеваной Артем Иванов сказал, что у него нет данных о местонахождении его подзащитной: «Я связывался с родственниками моей подзащитной, но им также ничего неизвестно. А при решении вопроса об изменении меры пресечения всем подсудимым я прошу, чтобы действия этих троих подсудимых не распространялись на других подсудимых». Виталий Остриков, адвокат Турсункулова, назвал необоснованными домыслами заявление о том, что его подзащитный с семьей выехал за пределы страны, и попросил сторону обвинения предоставить доказательства достоверности этой информации. «Содержащиеся под домашним арестом подсудимые имеют сторожевую карточку и при попытке пересечения границы их будут задерживать, - сказал Остриков. - На данный момент такого нет. Если же они действительно пересекали границу, то я прошу предоставить справки и другие документы, подтверждающие слова стороны гособвинения». Относительно изменения меры пресечения всем подсудимых Остриков сказал, что «каждый подсудимый сам отвечает за свои поступки, которые не распространяются на остальных».
Однако адвокаты потерпевших настаивали на изменении меры пресечения подсудимым. В частности, адвокат Байбичиева сказала: «Вполне вероятно, что и другие подсудимые могут поступить аналогичным образом, и процесс не состоится вообще».
Для принятия решения судья удалился в совещательную комнату. Спустя час, в течение которого все участники процесса находились на своих местах, судья сообщил, что удовлетворяет ходатайство стороны обвинения об изменении меры пресечения трем не явившимся на суд подсудимым, так как они нарушили избранную меру пресечения. Теперь Оксана Малеваная, Нурлан Турсункулов и Каныбек Жороев должны находиться под стражей в СИЗО ГСНБ (следственном изоляторе государственной службы национальной безопасности) Кыргызстана.
Процесс продолжился оглашением следующего ходатайства, в котором говорилось, что адвокаты, защищающие находящихся в розыске подсудимых, просят материалы их уголовных дел выделить в отдельное судопроизводство. Свое ходатайство они обосновали тем, что подсудимым не были вручены постановления, они не участвовали в ходе следствия и так далее (подробней об этом читайте завтра в интервью, которое дала адвокат К.Бакиева «Фергане.Ру» - ред.). Судья постановил данное ходатайство оставить открытым до конца судебного разбирательства.
Затем адвокаты потерпевших снова подняли вопрос о том, чтобы все находящиеся под подпиской о невыезде подсудимые были заключены под стражу. В качестве доводов адвокаты потерпевших привели тот факт, что обвинение предъявляется по тяжким статьям. «Почему люди сидят за менее тяжкие преступления, а здесь люди, совершившие особо тяжкое преступление XXI века, не сидят? - говорил один из адвокатов потерпевших. - Подсудимые заключаются под стражу, если мера пресечения за совершаемое им деяние предполагает более трех лет лишения свободы, а у этих подсудимых санкция от 8 до 12 лет». Судья еще на полтора часа удалился в совещательную комнату, а вернувшись, отклонил ходатайство.
Затем адвокат обвиняемых Хурниса Махаддинова попросила установить график судебного разбирательства на ближайшие три дня, поскольку адвокаты, помимо этого судебного процесса, участвуют и в других заседаниях. Сторона обвинения для быстрейшего завершения процесса потребовала проводить его четыре дня в неделю с 10:00 до 15:00 без перерыва. Стороны заспорили, три или четыре дня в неделю должен проходить процесс. В итоге судья постановил на текущей неделе отработать четыре дня с 10.00 до 16.00, а далее, сказал он, «определимся».
Подсудимому Данияру Дунганову, которому недавно была сделана операция и которого в первый день суда внесли в зал на операционных носилках, было разрешено не находиться во время заседания непосредственно в зале, а лежать в карете «Скорой помощи» и «по мере надобности быть на процессе». С утра Д.Дунганов вошел на костылях в зал суда и до первого перерыва стоял позади «клетки» с подсудимыми.
Екатерина Иващенко