Узбекские правозащитники: Азимжан Аскаров и еще восемь заключенных жестоко избиты в киргизском РОВД
По их данным, степень избиения осужденных была такова, что привезенные из Базар-коргонского РОВД для продолжения так называемого судебного заседания в апелляционном порядке Азимжан Аскаров и его коллеги по несчастью «не смогли самостоятельно выйти из «черного воронка» (специальной автомашины для перевозки заключенных), им пришлось полагаться на постороннюю помощь. Было ясно невооруженным глазом, что они накануне были сильно избиты. Вместо того, чтобы скрыть явные доказательства бесчеловечного обращения с заключенными, сопровождающие их конвоиры начали их избивать на виду у всех присутствующих возле Ноокенского районного суда, включая родственников подсудимых и родственников «пострадавших» кыргызской национальности. Для последних такое поведение стало командой присоединиться к группе конвоиров, избивающих заключенных».
Напомним, что Азимжан Аскаров, этнический узбек, руководитель правозащитной организации «Воздух», и еще восемь этнических узбеков были осуждены на пожизненное лишение свободы или другие длительные сроки заключения после судебного процесса, который проходил с вопиющими фактами нарушений основополагающих гражданских свобод и процессуальных прав подсудимых.
Азимжан Аскаров был арестован 15 июня в Базар-Коргонском районе Джалалабадской области. По официальной версии, он обвинялся в участии в межэтническом конфликте между лицами узбекской и киргизской национальностей и убийстве. По показаниям местных правозащитников, коллег Аскарова, он занимался мониторингом и документированием нарушений прав человека во время июньских погромов против узбеков на юге страны, снимал отдельные моменты правонарушений на видео и запечатлел их на фото. Кыргызстанские и узбекистанские коллеги правозащитника уверены, что он только беспристрастно выполнял свою общественную миссию, а не принимал участия в беспорядках, и тем более не убивал других людей, отмечают ЭРГ и ГБР.
По их сведениям, в день ареста правозащитника киргизские правоохранительные органы также задержали его родного брата - на улице, когда последний занимался поисками своего пропавшего брата-правозащитника. Его сильно избили и закрыли в следственный изолятор. Через два дня брата Азимжана Аскарова отпустили и пригрозили, что он вновь будет задержан, если не привезет 5 тысяч сомов (примерно $100). Между тем, в первые четыре дня после задержания А.Аскаров подвергался сильным избиениям, которые были совершены сотрудниками Базар-Коргонского РОВД, отмечают ЭРГ и ГБР. В результате избиений правозащитник не мог самостоятельно двигаться, ему постоянно помогали в этом другие задержанные. Аскарова заставляли давать показания о том, что богатые кыргызстанские бизнесмены–этнические узбеки организовали июньские беспорядки и поставляли огнестрельное оружие, пишут правозащитники в своем пресс-релизе.
Далее они сообщают, что вечером 15 июня в калитку дома Азимжона Аскарова постучались несколько лиц киргизской национальности в масках, которые представились сотрудниками Джалалабадского областного управления внутренних дел. Они потребовали у супруги Аскарова выдать им видео-и фотокамеры правозащитника. Супруга Аскарова ответила отказом, тогда люди в масках открыли огонь из автомата через калитку. Супруге правозащитника чудом удалось скрыться в соседних домах. Когда она убегала от преследования, упала и повредила себе ногу. Группа налетчиков взломала калитку, зашла в дом и перевернула весь дом в поисках видео-и фотокамер правозащитника, передают узбекские правозащитники.
«Мы высоко ценим своевременное создание и начало работы Международной комиссии по расследованию событий в Кыргызстане. Пользуясь случаем, мы считаем необходимым призывать Комиссию также затронуть вопрос обеспечения личной безопасности и гарантий беспрепятственной работы кыргызстанских правозащитников и неправительственных некоммерческих организаций, особенно основанных гражданами Кыргызстана узбекской национальности и расположенными на юге страны», - говорится в пресс-релизе ЭРГ и ГБР.
«Мы признаем, что масштабы трагедии жертв, попавших в эпицентр июньских погромов, и проблемы, стоящие перед кыргызстанскими правозащитниками не сопоставимы, хотя судьбы отдельных кыргызстанских правозащитников в Ошской и Джалалабадской областях остаются весьма тревожными. Очень важно иметь в виду, что на фоне сплошной дезинформации, правозащитники, рискуя жизнью, документируют крупицы истины, которые потом становятся частью независимого, объективного расследования совершенных преступлений. Поэтому они всегда на прицеле у преступников и авторитарных правительств, которые желают скрывать правду от мирового сообщества», - отмечают узбекские правозащитники.
По их данным, «власть в Кыргызстане с первых дней беспорядков начала налагать серьезные ограничения и цензуру на работу активистов. Очень часто на практике, как только правозащитники начинали мониторинг и документирование массовых случаев нарушения прав человека, кыргызстанские спецслужбы их тут же задерживали».
«Мы считаем, что Международная комиссия в ходе ожидаемых консультаций с кыргызстанскими властями должна поставить вопрос о немедленном освобождении арестованного правозащитника Азимжана Аскарова и его коллег. Часть требований должна касаться также немедленного прекращения преследования местных активистов по этническому признаку и принятия необходимых мер по обеспечению их личной безопасности и беспрепятственной работы. Вопрос обеспечения личной безопасности и гарантий осуществления своих профессиональных прав адвокатами задержанных по обвинениям в связи с июньскими событиями также остается актуальным», - заключают ЭРГ и ГБР.