Узбекистан и Таджикистан вновь обменялись колкостями в связи со строительством Рогунской ГЭС
В первых числах ноября Узбекистан и Таджикистан продолжили обмен колкостями и обвинениями в связи со строительством Рогунской ГЭС.
1 ноября на сайте узбекского МИДа появилась публикация за подписью заместителя начальника Управления баланса водных ресурсов и развития водосберегающих технологий Минсельводхоза Узбекистана В.Ахмаджонова под заголовком «Апелляции должны подкрепляться достоверными фактами».
Ахмаджонов призвал к «трезвому анализу имеющихся фактов и реалий, которые складываются в вопросах воды, водопользования и гидроэнергетики в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи». Он назвал «полным абсурдом» заявление министра мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Рахмата Бобокалонова о том, что Рогунское водохранилище будет заполняться за счет внутренних водных резервов республики и страны низовья рек (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан) от этого не пострадают.
По данным Ахмаджонова, «после завершения строительства Рогунского гидроузла должно осуществляться наполнение этого водохранилища за 7-8 лет, первоначально - до проектной отметки уровня мертвого объема, а затем - до расчетных напоров и отметок. Это означает, что будет осуществляться безвозвратное изъятие стока реки Вахш в вегетационный период, главным образом, в июне-августе (в межвегетацию Рогунское водохранилище не будет наполняться, поскольку необходимы расходы для работы Нурекской, Байпазинской, Головной и Сангтудинской ГЭС и для покрытия зимнего дефицита электроэнергии)». Если же период наполнения водохранилища окажется маловодным, изъятие воды возрастет, и дефициты в низовьях реки Амударья возрастут в несколько раз, продолжает узбекский чиновник, отмечая, что «вегетационные попуски из Нурекского водохранилища и без того в маловодные годы недостаточны для покрытия возникающего дефицита воды в Узбекистане».
Ахмаджонов считает, что таджикские власти занимаются подтасовкой фактов для того, чтобы «использовать их для «обоснования» требований о необходимости проведения экспертиз водохранилищ в странах «низовья», пытаясь отвлечь внимание международного сообщества от выполнения собственных обещаний по проведению международной независимой экспертизы Рогунской ГЭС». Он предупреждает, что «Таджикистан – страна землетрясений, селей, обвалов и оползней, которые оказывают существенное влияние на безопасность эксплуатации плотин и каскадов ГЭС», а «трансграничные последствия от аварий каскада ГЭС, несомненно, будут иметь катастрофические последствия».
«И при такой ситуации, вместо правильной и взвешенной оценки сложившихся социально-экономических и энергетических проблем в Таджикистане, некоторые высокопоставленные чиновники этой страны пытаются перекладывать ответственность на соседние страны, создавая в них образа врага таджикского народа, что не входит в какие либо разумные рамки здравого смысла», - резюмирует В.Ахмаджонов.
В Таджикистане сразу же отреагировали на выступление узбекского чиновника. Эксперт энергетической отрасли, председатель комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникациям нижней палаты парламента прошлого созыва Мирзошариф Исломиддинов в интервью Азии-плюс выразил непонимание, зачем Узбекистану поднимать столько шума вокруг возведения Рогунской ГЭС, когда Таджикистан согласился не вести никаких строительных работ на этом объекте до завершения работ по проведению технико-экономической и социально-экологической экспертиз.
«На Рогуне в настоящее время ведутся только восстановительные работы, - сказал он. – Восстанавливаются поврежденные в начале 90-х годов прошлого века машинный зал и тоннели, протяженностью 70 километров. Никакие крупномасштабные строительные работы здесь не ведутся».
Эксперт заявил, что узбекским властям стоило бы воздержаться от каких-либо выводов по поводу строительства Рогуна. «Нужно подождать с выводами, пока не будут даны оценки авторитетных международных организаций, на которых, кстати, узбеки и настаивали», - сказал М.Исломиддинов.
Гидроэнергетик, секретарь Taj ICOLD (INTERNATIONAL COMMISSION ON LARGE DAMS – Международная комиссия по большим плотинам) Хомиджон Арипов утверждает, что узбекское правительство организовало мощный «кулак» и финансирует заинтересованных экспертов для обострения ситуации вокруг строительства Рогунской ГЭС. Он недоумевает, почему таджикский МИД «не предъявляет ноту протеста на такую грязную провокацию с далеко идущими целями – разжечь межнациональный конфликт, вызвать большой политический резонанс и, тем самым, сорвать строительство Рогунской ГЭС».
Энергетик отмечает, что Узбекистан, расположенный в низовье рек Амударьи и Сырдарьи, использует на свои нужды более 80 процентов водных ресурсов бассейна, тогда как на его территории формируется лишь около 8 процентов стока. «В погоне за большими экономическими выгодами, которые ему приносит хлопководство, Узбекистан нещадно, расточительно, нерационально и несправедливо использует воду, протекающую по его территории, которая предназначена не только для него, но и для Арала», - отмечает Арипов.
«Рогунской ГЭС еще нет, а Арал уже погублен, причем здесь таджики? Вы же его погубили, так имейте же мужество признаться в этом, - заявляет эксперт. - Уничтожение моря, по большому счету, - тяжкое международное преступление, признанное таковым специальной Комиссией ООН. Каракалпакия болеет из-за неверного планирования в сельхозсекторе в советский период и продолжения этой ошибочной, а если быть более точным, то преступной стратегии, в настоящее время».
Арипов возмущен тем, что «соседнее государство привыкло пользоваться водой, принадлежащей по разделу другому государству. Ислам Каримов не нашел ничего лучше, чем в оправдание за экологические бедствия, вызванные погоней за прибылью, которую приносило хлопководство, сообщить, что будет еще хуже, потому что строится Рогунская ГЭС, и в течение восьми лет, пока будет заполняться водохранилище, Узбекистан будет оставаться без воды», - цитирует эксперта Азия-плюс.
Арипов говорит о том, что с началом активной фазы строительства Рогунской ГЭС Таджикистан будет использовать для заполнения водохранилища выделенную ему по квотам, но не осваиваемую ежегодно воду в объеме порядка 2-2,5 кубических километра. Если умножить этот объем, к примеру, на 8 лет, как было сказано в заявлении президента Узбекистана Ислама Каримова, то есть, на период заполнения водохранилища по проекту, то это составит 16-20 кубокилометров. Объем водохранилища Рогунской ГЭС 13,3 кубокилометров.
«Очевидно, что нашего неиспользуемого раннее объема воды вполне будет достаточно для наполнения водохранилища. Нам не нужны объемы воды, которые предназначены другим. Более того, поскольку для эффективной работы всего каскада Вахшских ГЭС, который будет производить энергию, предназначенную для реализации в соседние страны именно летом, в сезон полива сельхоз культур и из условий оптимального наполнения водохранилища, заполнять его будут не 8 лет, а порядка 10-15 лет», - утверждает таджикский гидроэнергетик.
«Да, Узбекистан не получит чужие объемы воды, которые успешно использовал для кочующего ирригационного орошения. Привыкайте, уважаемые соседи, жить за счет своих ресурсов», - заявляет Арипов.