Туркменских диссидентов опять не пускают на Конференцию ОБСЕ; австрийская полиция охраняет Фарида Тухбатуллина от спецслужб Турменистана
18 октября 2010 года, в первый день работы Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, которая проходит в Вене по 26 октября, на заседание снова не пустили туркменских диссидентов, причем снова по просьбе официального Ашхабада. Конференция в Вене - это второй этап обзорной конференции ОБСЕ по человеческому измерению: первый этап проходил в Варшаве с 30 сентября по 8 октября; а третий должен состояться непосредственно перед саммитом ОБСЕ, который состоится в Астане в декабре.
Напомним, что в сентябре туркменским активистам Нурмухаммеду Ханамову и Аннадурды Хаджиеву было официально отказано в праве присутствовать на Конференции в Варшаве. Предполагая возможные трудности, на Конференцию в Варшаву не поехал Фарид Тухбатуллин. Теперь же, в Вене, на Конференцию не допустили Тухбатуллина и Ханамова, Хаджиев в Австрию не приехал.
Причем если в Варшаве туркменские активисты имели возможность общаться с участниками конференции в кулуарах - их не пускали только в зал заседаний, - то теперь организаторы конференции вынесли место регистрации участников на улицу: перед входом в здание, где проходит конференция, была поставлена палатка, где и регистрировались участники, получая свои бейджи. Таким образом, туркменские активисты были лишены возможности даже кулуарного общения с участниками конференции, их просто не пустили на порог.
Как объяснил в разговоре с «Ферганой.Ру» глава неправительственной Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин, решение не допускать тех или иных участников на Конференцию, по уставу ОБСЕ, принимает генеральный секретарь организации Марк Перрен де Бришамбо. Видимо, г-н де Бришамбо поддержал решение Казахстана, возглавляющего ОБСЕ, не ссориться с официальным Ашхабадом накануне саммита.
История с туркменскими активистами вызвала недовольство американской делегации, которая пытается как-то повлиять на ситуацию. "Фергана.Ру" будет следить за развитием событий.
Невозможность попасть на Конференцию ОБСЕ подтверждает усиление давления, которое испытывают туркменские активисты. Так, 13 октября международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch выступили с совместным заявлением, в котором предупредили, что жизни Фарида Тухбатуллина угрожает опасность, что он «может пострадать от рук представителей Министерства национальной безопасности (МНБ) Туркменистана». «По сведениям, полученным из достоверного источника на условиях анонимности, сотрудники министерства обсуждали, как можно «по-тихому избавиться от [Фарида Тухбатуллина]» и сделать это таким образом, чтобы как можно тщательнее скрыть следы преступления, инсценировав «нечто вроде несчастного случая или сердечного приступа»». И Amnesty International, и «Хьюман Райтс Вотч» уверены, что к полученной информации «следует отнестись крайне серьёзно».
В интервью «Фергане.Ру» Фарид Тухбатуллин подтвердил, что серьезно относится к этим угрозам:
- К этому нельзя относиться несерьезно, сведения получены из достаточно надежных источников. Угрозы поступали мне и раньше: мне писали на сайт, на рабочий е-майл, угрозы были анонимными - и к ним я не очень серьезно относился. Но 30 сентября прозвучало известное выступление Гурбангулы Бердымухамедова на Совете Безопасности, где он дал указание бороться с клеветниками. (Президент тогда сказал, обращаясь к сотрудникам Министерства национальной безопасности: «Выражаю уверенность, что вы… будете непримиримыми борцами с теми, кто клевещет на наше демократическое правовое светское государство и пытается нарушить единство и сплоченность нашего общества, мирное течение нашей жизни, помешать росту экономики страны» - ред.) После была закрытая часть совещания, на которой уже назывались имена и фамилии «клеветников», и мне сказали, что мое имя тоже звучало. Обо мне говорили очень конкретно, что готовится расправа, физическое устранение. А когда я уже по своим каналам начал узнавать подробности, - то мне подтвердили, что меня хотят не просто устранить, а сделать это без следов видимого насилия. Чтобы это выглядело как естественная смерть.
После таких подробностей трудно относиться к этим предупреждениям легкомысленно, - продолжает Фарид Тухбатуллин. - Все мои коллеги посоветовали заявить о готовящемся покушении, и сами они тоже оповестили всех, кого могли. Не только Amnesty International, не только «Хьюман Райтс Вотч», но и Норвежский Хельсинкский комитет, и другие правозащитные организации сделали заявления. Когда я несколько дней был в Брюсселе - у нас шли встречи с представителями Европарламента и Еврокомиссии по поводу подготовки подписания торгового соглашения между ЕС и Туркменистаном, - то многие уже были обеспокоены этой ситуацией и обещали сделать все, что от них зависит, чтобы ничего страшного не случилось.
- Австрийская сторона тоже серьезно отнеслась к предупреждениям?
- Да. Когда я вернулся из Брюсселя (Фарид Тухбатуллин живет в Вене - ред.), возле дома уже дежурила полицейская машина, и все эти дни полицейские находятся возле меня, охраняют наш офис, моих родственников. Сегодня я получал инструкции в антитеррористическом отделе полиции, мне обещали, что они будут держать ситуацию под контролем. Но я все равно чувствую себя очень неуютно.