Узбекистан: Суд оставил корреспондента «Голоса Америки» на свободе, но оштрафовал его на 8 тысяч долларов
15 октября 2010 года в Мирзо-Улугбекском районном суде Ташкента закончился быстротечный суд над корреспондентом «Голоса Америки» Абдумаликом Бобоевым, изначально обвиняемым по четырем статьям Уголовного кодекса Узбекистана: 139-я («Клевета»), 140-я («Оскорбление»), 223-я («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и 244-1, часть 3, «б», «в» («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»). В итоге одна из инкриминируемых ему статей – о нелегальном переходе границы – была снята, а по остальным судья Садулло Аширматов признал А.Бобоева виновным и приговорил к штрафу в размере 400 минимальных заработных плат, что эквивалентно примерно восьми тысячам долларов по рыночному курсу.
Абдумалик Бобоев на фоне висящего на здании суда плаката с цитатой из Ислама Каримова про государство с великим будущим. Фото © «Фергана.Ру», 15 октября 2010 года
Тем не менее, международный интерес к делу Малика Бобоева сыграл свою роль, и посадить журналиста узбекские власти все-таки не решились. Хотя сам Малик ожидал наихудшего, и на сегодняшнее судебное заседание явился с целлофановым пакетом, в котором лежали полотенце, зубная щетка, мыло, теплое белье и так далее.
Малик Бобоев после оглашения приговора
Коллег журналиста на суд не пустили. Но разрешили присутствовать некоторым правозащитникам и представителям американского посольства. Правозащитники – Абдурахмон Ташанов, Сухроб Исмаилов и Сурат Икрамов - принесли с собой заявления о том, что в своих материалах Малик Бобоев опирался на их интервью, а они отвечают за то, что их слова верны, правдивы, в общем, не являются ни ложью, ни клеветой.
Позже подошла правозащитница Елена Урлаева, которая встала перед зданием суда и развернула небольшой плакатик с надписью «Свободу журналисту Абдумалику Бобоеву», чем вызвала сильный переполох среди крутившихся вокруг сотрудников МВД из отдела по борьбе с терроризмом. Они начали снимать ее на камеры мобильников (до этого тщательно фиксировали всех пришедших на суд) и суетливо докладывать о происходящем начальству, однако задерживать ее или отбирать у нее плакат почему-то не стали.
Во время сегодняшнего судебного заседания был завершен допрос самого Малика Бобоева. Потом выступил прокурор Таштемиров, попросив суд реабилитировать его по 223 статье («Незаконный переход границы»), а по остальным статьям признать виновным и назначить наказание ниже низшего предела (то есть, ниже предусматриваемого статьей наказания). Отметим, что статья 244-1 предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет и тот факт, что прокурор просил назначить наказание ниже низшего предела был крайне удивителен, поскольку для Узбекистана это исключительное явление. Наказание, назначенное ниже низшего предела, не обязательно предполагает лишение свободы, что, собственно, и произошло: прокурор запросил для него штраф в размере 450 минимальных окладов (около 10 тысяч долларов по рыночному курсу). Он также попросил суд запретить Малику Бобоеву в течение трех лет заниматься журналистской деятельностью (по сути - запрет на профессию), но суд с этим не согласился и в судебном приговоре этот вид наказания озвучен не был.
В итоге приговор был таков: путем сложения наказаний по всем преступлениям, в которых журналист был признан виновным, назначить ему общее наказание – штраф в размере 400 минимальных окладов, что соответствует 18.086.000 сумов или примерно 8 тысячам долларов. (То есть, меньше, чем просил прокурор. Тем не менее, для Узбекистана это очень большие деньги, - примерно половина стоимости однокомнатной квартиры в Ташкенте).
Корреспондента «Голоса Америки» признали виновным в клевете и оскорблении (в отношении властей и сотрудников судебно-правоохранительной системы), а также в распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку. От наказания по статье о незаконном пересечении границы он был освобожден «за отсутствием состава преступления». Малику Бобоеву тут же вернули изъятый у него ранее паспорт, и он покинул здание суда.
Сразу после оглашения приговора по делу Малика Бобоева Посольство США в Ташкенте распространило специальное заявление по поводу решения суда Узбекистана. «Мы положительно восприняли тот факт, что суд освободил журналиста Абдумалика Бобоева без применения к нему тюремного заключения. Однако посольство по-прежнему озабочено отрицательными последствиями, которые данное дело оказывает на состояние свободы СМИ в Узбекистане. Мы будем внимательно следить за процедурой апелляции г-на Бобоева», - говорится в заявлении.
Алексей Волосевич (Ташкент)