Узбекистан: Правозащитники призвали участников Шестой Международной хлопковой ярмарки не способствовать превращению детей в рабов
13 октября в Узбекистане начала работу Шестая Международная хлопковая ярмарка. Как сообщают Вести.Uz со ссылкой на Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана, в ходе ярмарки ожидается заключение контрактов на экспорт текстильной продукции на сумму около 500 миллионов долларов. В целом на ярмарочные торги будет выставлено более 600 тысяч тонн хлопкового волокна.
В Узбекистане действует 23 специализированных хлопковых терминала, в том числе 6 свободных складов, общий объем единовременного хранения которых составляет более 410 тысяч тонн хлопкового волокна. Предполагается, что до 2011 года будет реконструирован 21 и модернизировано 20 хлопкоочистительных заводов. Сообщается, что в 2010 году «Узпахтасаноат» ведет работы на девяти заводах, стоимость работ оценивается в более 27 миллионов долларов.
Сообщается также, что в 2010 году планируется собрать не менее 3,4 миллиона тонн хлопка-сырца. Наибольший объем хлопка-сырца должен прийти из Кашкадарьинской (417 тысяч тонн), Бухарской (342 тысяч тонн) и Сурхандарьинской (335 тысяч тонн)областей.
Правозащитники Узбекистана направили открытое письмо участникам Шестой Международной Хлопковой ярмарки, в котором еще раз напомнили, во что обходится выращивание хлопка народу Узбекистана. «Хлопковая страда становиться настоящим страданием для простых людей, - говорится в обращении. - Особенно его на себе чувствуют дети - школьники Узбекистана. Олий Мажлис (парламент) Узбекистана принял закон «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий административную ответственность за использование труда несовершеннолетних на работах с неблагоприятными условиями труда.
Каждый год высокие чиновники Узбекистана обещают, что к сбору хлопка не будут привлекать детей, и нарушившие этот закон ответственные лица будут привлекаться к уголовной или другой ответственности. С наступлением хлопковой страды обещания этих лиц превращаются в жалкий лепет и обман. Вместо привлечения к уголовной ответственности, многие чиновники получают ордена и медали за вклад в «битву за белое золото». И естественно, свою долю», - говорится в обращении.
Правозащитники заявляют, что и в 2010 году сотрудники правоохранительных органов повсеместно выгоняют детей на поля и следят за школьниками как надзиратели. За килограмм собранного хлопка, по данным правозащитников, сборщики получают от 80 до 120 сумов - это в десятки раз меньше реальной цены хлопка-сырца. Однако у сельских сборщиков хлопка нет выбора - часто заработок на хлопке является единственным способом пополнить бюджет.
«В то время, когда народ бедствует, чиновники и другие власть имущие жиреют, - продолжают правозащитники. - Строят фешенебельные дома, покупают последние модели шикарных автомобилей, имеют по несколько жен. Ни для кого не секрет, что по уровню коррупции Узбекистан занимает одно из первых мест в мире. Экспорт хлопка является средством наполнения «кошельков» ненасытных узбекских коррупционеров. И это в то время, когда во внутреннем рынке остро чувствуется нехватка сырья для развития текстильной и швейной промышленности, где можно было бы трудоустроить многих узбекистанцев. Закрываются многие текстильные фабрики, люди теряют работу».
Правозащитники заявляют, что госзаказ на выращивание хлопка лишает мелких фермеров права выбора, и они не могут выращивать те сельхозпродукты, реализация которых приносила бы им хорошую прибыль. «Хлопок остается монокультурой сельского хозяйства», - отмечают правозащитники.
«Покупая узбекский хлопок, вы становитесь невольными соратниками тех, кто превратил узбекских детей в хлопко-рабов, и вкладываете свою лепту в развитие коррупции в Узбекистане», - заявляют правозащитники и напоминают, что многие международные компании потребителей хлопка сегодня бойкотируют изделия из узбекского хлопка. «Вставайте в их ряды, этим Вы будете способствовать развитию свободного фермерства и уничтожению принудительного детского труда в Узбекистане!» - призывают члены Конфедерации независимых правозащитников Узбекистана Бахадыр Намазов (Комитет узников совести Узбекистана), Елена Урлаева (Правозащитный Альянс Узбекистана), Саида Курбанова (Общество прав человека Узбекистана, Джизак), Гульшан Караева (Общество прав человека Узбекистана, Карши) и Маматкул Мухтаров (Общество прав человека Узбекистана, Самарканд).