Таджикистан: В Раштской долине отключены все виды связи
Власти Таджикистана признали факт отключения всех видов связи в Раштской долине.
Связь между районами Раштской долиной и остальным миром пропала после нападения боевиков на колонну военных в ущелье Камароб 19 сентября, в результате чего погибли, по меньшей мере, 26 военнослужащих, а власти начали масштабную операцию по обезвреживанию боевиков. Ранее заместитель министра транспорта и коммуникаций Таджикистана Бек Зухуров заявил местным СМИ, что связь с Раштской группой районов отсутствует из-за «повреждения кабеля».
29 сентября министр транспорта и коммуникаций республики Олимджон Бобоев заявил, что все виды электронной связи с регионом отключены в целях безопасности. Но добавил, что «связь отключается на не постоянной основе, а по мере необходимости».
Между тем, жители Нурабадского, Раштского, Таджикабадского и Файзабадского районов, которые приезжают в столицу, жалуются, что уже около двух недель они лишены возможности общаться по телефону - как посредством аналоговой связи, так и мобильной. «Находясь в отдаленном горном кишлаке, мы лишены возможности вызвать скорую помощь в случае необходимости, так как единственный вид связи – мобильная - отключен уже более десяти дней», - посетовал корреспонденту «Ферганы.Ру» житель Раштского района.
Отсутствие связи создает трудности и для сотрудников СМИ, так нет у них возможности оперативно связываться с местными корреспондентами или же источниками для получения достоверной информации. Журналистам приходится довольствоваться официальной информацией пресс-служб силовых структур.
Председатель Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана Гафур Иркаев подтвердил информацию о том, что в Раштской группе районов отключена сотовая связь. «В конечном счете, это отключение связано с безопасностью самих жителей региона, так как правительственные войска проводят операцию против боевиков. Надеюсь, что жители с пониманием относятся к такой мере», - сказал он.
На вопрос о том, предусмотрены ли компенсации за такие отключения владельцам сотовых телефонов, Гафур Иркаев ответил, что «такие обстоятельства относятся к «форс-мажорным» и они предусмотрены в контрактах с пользователями сотовой связи.
В начале сентября военные сообщали, что были совершены нападения на блокпосты Минобороны в Рамитском ущелье, предположительно, это сделали сбежавшие из СИЗО ГКНБ преступники. По словам военных, из-за того, что в то время мобильная связь в Рамитском ущелье была отключена, они не смогли вызвать подмогу. Отключение связи военные объяснили тем, что они хотели помешать сбежавшим преступникам вести между собой переговоры.
Между тем, 23 сентября таджикское телевидение показало сюжет о попытке захвата правительственными силами в поселке Гарм - райцентре Раштского района бывшего полевого командира Объединенной таджикской оппозиции Мирзохуджи Ахмадова, которого власти обвинили в организации атаки на колонну военных в ущелье Камароб. В сюжете было показано, что спецслужбы обнаружили в доме бывшего полевого командирам большое количество средств связи, в частности, рации. Из чего можно сделать вывод, что боевики имеют возможность общаться между собой и без помощи сотовых телефонов, тем более что в высокогорье, где, по некоторой информации, скрываются боевики, сотовая связь и вовсе отсутствует.
Тем временем, в пресс-службе Минобороны и МВД «Фергане.Ру» сообщили, что в Раштской долине продолжаются операции по обезвреживанию групп боевиков и поимке беглых преступников из душанбинского СИЗО. По информации местных источников, в регион стягивается все больше войск, эксперты не исключают возможности начала в ближайшие дни может крупномасштабной операции против боевиков, предположительно, скрывающихся в горах.