Казахстан: Власти выдали Узбекистану искателя убежища из Кыргызстана
На минувшей неделе в Казахстане 27-летний гражданин Кыргызстана Хуршид Комилов, имевший мандат искателя убежища от представительства УВКБ ООН в Алматы, был передан спецслужбам Узбекистана.
По словам его жены, Хуршид никогда в жизни не был в Узбекистане и не имел никаких связей с этой страной, поэтому семья Комилова была крайне удивлена действиями миграционного департамента Казахстана. Дальнейшая судьба высланного не по адресу горе-искателя убежища пока неизвестна.
Хуршид Комилов был одним из тридцати искателей убежища, задержанных миграционным департаментом Алматы 9 июня 2010 года. Кроме него, все остальные задержанные являются гражданами Узбекистана, покинувшими родину из-за постоянных преследований и угроз в их адрес.
Как отмечает казахстанская газета «Республика», Узбекистан обвиняет арестованных беженцев в тяжких преступлениях, в том числе - в причастности к террористической деятельности. У Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» есть данные о том, что в основу обвинений против многих из них были положены показания заключенных, полученные с помощью пыток. В их числе - десять беженцев, незаконно выданных в ноябре 2005 года из Южного Казахстана и впоследствии осужденных на длительные сроки лишения свободы.
По информации правозащитников, Алматинский департамент по миграции своим решением аннулировал задержанным в ходе специального рейда беженцам их статус искателей убежища, проигнорировав таким образом решение представительства УВКБ ООН. Позже миграционный департамент и прокуратура Алматы приняли решение о депортации задержанных в связи с обращением узбекской стороны об их выдаче. Датой начала процедуры депортации было определено 9 сентября 2010 года. По неизвестной причине, первым был передан узбекским властям Хуршид Комилов.
Экстрадиция Х.Комилова усилила недовольство родственников беженцев и правозащитников, который месяц призывающих власти Казахстана опомниться. 9 сентября сразу несколько организаций выступили с резким осуждением действий властей Казахстана, отдельно напомнив им, что подвергающиеся экстрадиции искатели убежища по прибытии в Узбекистан могут быть подвергнуты пыткам и унижающим достоинство действиям, а это должно быть самой главной причиной для немедленного пересмотра принятого департаментом решения.
В частности, в своем письме на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева генеральный секретарь базирующегося в Южной Африке Всемирного альянса за гражданское участие CIVICUS Ингрид Сринат (Ingrid Srinath) напомнила, что «Казахстан ратифицировал Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения, Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, а также Международный пакт о гражданских и политических правах». Исходя из чего страна обязана соблюдать принятые обязательства и обеспечить примат международного права над национальным законодательством.
Свое крайнее недовольство в адрес властей Казахстана выразила и базирующаяся во Франции Ассоциация «Права человека в Центральной Азии». По информации представителей ассоциации, с марта 2010 года в Казахстане не признается статус мандатного беженца ООН. Поскольку 17 человек из числа арестованных беженцев уже имеют выданное УВКБ ООН удостоверение лиц, ищущих убежище, Казахстан стал пересматривать их дела, ссылаясь на Закон республики «О беженцах» от 04 декабря 2009 года. Республиканская централизованная комиссия по определению статуса беженца теперь уполномочена давать беженцам право на годичное проживание в Казахстане. Через год комиссия принимает либо положительное, либо отрицательное решение о продлении статуса беженца. Практика показывает, что местное законодательство позволяет аннулировать абсолютно правомерное решение международной организации.
Ассоциация отмечает, что даже Управление Верховного комиссара ООН остается бессильным перед действиями властей Казахстана и не может вмешаться в ситуацию. ПО данным ассоциации, 23 августа 2010 года родственники арестованных узбекских беженцев встретились с прибывшим из Женевы экспертом УВКБ ООН Аджмалом Хибари, который откровенно признал, что штаб-квартира УВКБ ООН не может повлиять на решение правительства Казахстана.
«Они при мне ставят печати об отказе в статусе, и я никак не могу повлиять на принятие объективного решения. Моя роль в этом деле сводится к тому, чтобы только указать на возможные нарушения в применении законов. Правительство вправе принимать мои советы или отклонять их», - пояснил эксперт УВКБ ООН.
Более того, по сведениям ассоциации, глава представительства УВКБ ООН в Алматы Сабер Азам пригласил к себе всех узбекских беженцев, которым комиссия отказала в предоставлении политического убежища, и во время встречи сообщил, что для защиты прав арестованных приглашены два адвоката, но адвокаты до сих пор не встречались со своими подзащитными.
Международная федерация за права человека (FIDH) также выступила с резким осуждением действий властей Казахстана направленное на принудительное возвращение искателей убежища в страну их происхождения. По мнению федерации, такая практика абсолютно недопустима, власти Казахстана не должны забывать о принципе невыдачи, должна признать выдаваемые представительством УВКБ ООН удостоверения и присвоить их носителям право законно проживать в Казахстане.
Вместе с тем, федерация призвала власти Казахстана достигнуть промежуточного соглашения с УВКБ, позволяющего последнему без ограничений осуществлять свой мандат до тех пор, пока национальная система по предоставлению убежища не будет приведена в полное соответствие с международными стандартами. В частности, «внести поправку в Закон «О беженцах», чтобы привести его в соответствие с международными стандартами и конвенциями, в частности - упразднить статью (12-5), позволяющую отказывать в убежище лицам, подозреваемым в принадлежности к религиозным организациям, запрещенным в стране их происхождения» и гарантировать полную независимость от политических властей и от спецслужб органов, уполномоченных предоставлять убежище, гарантировать приостановление любого решения о выдворении в случае подачи просителем апелляции.
Представители гражданского сектора Узбекистана в эмиграции поддержали призывы FIDH, Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», а также письмо Генерального секретаря организации CIVICUS Ингрид Сринат на имя Назарбаева. Под петицией на имя президента Казахстана подписались известная правозащитница, обладательница трех престижных премий мира в области прав человека Мутабар Таджибаева, правозащитник Талиб Якубов, журналисты Тулкин Караев и Юсуф Расулов, известный религиозный проповедник Обидхон кори Назаров, и более пятидесяти эмигрантов из Узбекистана. По сведениям «Ферганы.Ру», с аналогичной петицией в адрес президента Казахстана выступили также правозащитники и политологи, а также независимые аналитики из Узбекистана. При этом в акции в поддержку узбекских беженцев не участвуют представители самых известных в Узбекистане оппозиционных партий, что вызывает удивление у большинства представителей гражданского сектора Узбекистана.
Те временем искатели убежища, все еще находящиеся, по сведениям Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», под стражей - в изоляторе Комитета национальной безопасности и департаменте внутренних дел Казахстана, в знак протеста объявили голодовку. Они намерены продолжать свою акцию до тех пор, пока их права как просителей убежища не будут восстановлены и они не будут отпущены на волю.
Между тем, как сообщил радио Азаттык (казахстанская служба Радио Свобода) сотрудник Казахстанского бюро по правам человека Денис Дживага, двадцать девять из тридцати узбекских беженцев получили отказ в выдаче статуса беженца на территории Казахстана. По его словам, основанием для отказа послужили признания самих беженцев в преступлениях, в которых их обвиняют узбекские власти.
«На комиссии многие признались, что совершали преступления, участвовали во взрывах, терактах, покушении и так далее. Никто их не пытал, не насиловал, прямо на комиссии признались», – рассказал Денис Дживага.
Однако сами беженцы опровергают слова Дживаги. «Мы не признавали те обвинения, которые предъявил нам Узбекистан. Этого не было, это ложь! Многим узбекским беженцам-мусульманам были предъявлены обвинения в участии в экстремистской организации. Ни одному из этих беженцев не было предъявлено обвинение в терроризме», – заявил Азаттыку один из узбекских беженцев, находящихся в СИЗО.