Узбекистан: Женщине не дали совершить самосожжение на пикете правозащитников
3 сентября 2010 года в 11 часов утра лидер правозащитной организации «За честные и справедливые выборы» Абдулло Таджибай-угли, лидер Правозащитного Альянса Узбекистана (ПАУ) Елена Урлаева, активист ПАУ Татьяна Давлатова и другие правозащитники собрались возле здания президентского аппарата с целью проведения пикета «за освобождение политических заключенных». К ним присоединилась жительница Кибрайского района Зулейха Янгуразова, квартира которой вот уже пять лет, по ее словам, «незаконно силой захвачена посторонними людьми». Она заявила, что «пришла к зданию аппарата президента с целью сжечь себя в знак протеста против бездействия властей».
По словам правозащитников, Янгузарова решила последовать примеру двух доведенных до отчаяния жительниц райцентра Чиракчи Кашкадарьинской области, которые из-за неправомочных действий сотрудника ГАИ, приведших к гибели людей, и равнодушия властей пригрозили сжечь себя в День независимости. По сведениям ПАУ, «местные власти тогда воспрепятствовали самосожжению и пообещали решить проблемы этих женщин». Но на Зулейху Янгузарову ничьи уговоры не подействовали.
«Еще накануне мы уговаривали Янгуразову не делать этого, ведь самоубийство - большой грех, - рассказывает лидер ПАУ Елена Урлаева. – Тем более что закон на ее стороне: суд под наблюдением ПАУ признал ее право на квартиру и отменил решение хокимията о праве владения квартирой Ильхома Ходжанова, который захватил эту квартиру силой. Иное дело, что Ходжанов и не собирается освобождать квартиру, а судебные исполнители не предпринимают никаких действий, но этот вопрос можно было бы решить более цивилизованными методами, а не сжигать себя перед президентским аппаратом, но она настояла на своем».
Впрочем, уберечь Зулейху Янгуразову от самосожжения пытались не только правозащитники. По словам племянницы Зулейхи Али Янгуразовой, 3 сентября в половине восьмого утра в квартиру, где они сейчас проживают, на трех машинах с целью перехвата женщины, собирающейся совершить суицид, приехали сотрудники правоохранительных органов. Но Зулейха вышла из дома намного раньше, и «перехватили» ее лишь возле президентского аппарата, после чего завели в здание, записали на прием к помощнику президента на 10 сентября и заверили, что «все ее проблемы будут решаться».
Кроме того, в аппарат президента был вызван начальник Кибрайского РУВД Джалалитдин Матхаликов, который увез Зулейху в Кибрайское РУВД, куда также вызвали судебных исполнителей, представителей районного хокимията, махалли «Сабир Рахимов» и других организаций.
«Как мне рассказала Зулейха, Матхаликов пообещал, что в течение пяти дней подгонит пожарную машину и «Скорую помощь» к дому, где находится захваченная квартира, и выселит оттуда Ильхома Ходжанова вместе с его многочисленными родственниками», - говорит Елена Урлаева.
А вот собравшимся на пикет «за освобождение политических заключенных» правозащитникам, по словам Урлаевой, «повезло меньше». Сотрудники правоохранительных органов отобрали плакаты у всех пикетчиков, в том числе и у активистки ПАУ Аделаиды Ким, попытавшейся зайти в здание аппарата президента и записаться на прием (ее плакат лежал в сумке, скрученный в трубочку).
Затем правозащитникам предложили сесть в легковые автомобили, после чего всех развезли по домам или по тем адресам, которые они указали. Однако это, по словам правозащитников, не остановит их от дальнейших действий, и они «довольны результатом пикета, а также надеются на решение властями проблем гражданки Янгузаровой».
«Особенно мы рады тому, что Зулейха Янгузарова не совершила акт самосожжения, и ее проблемы, как пообещали власти, будут решены в самое ближайшее время, - говорит Елена Урлаева. - Хочу выразить благодарность сотрудникам МВД, которые приняли участие в судьбе доведенной до отчаяния женщины».
«Мы видим, что власти все же могут решать проблемы людей быстро и по закону, и это здорово. Но беспокоит, что для этого нужно пригрозить властям самосожжением, и это очень плохо, поскольку такие угрозы могут превратиться в своеобразный шантаж. Поэтому властям необходимо следить за соблюдением закона в стране и не доводить своих граждан до таких крайностей», - заключила Урлаева.
Соб.инф.