Узбекистан: Ташкентский правозащитник Анатолий Волков подвергается уголовному преследованию
Как правозащитник, А.Волков занимался привлечением внимания узбекских властей и международных организаций к нарушениям законов во время проведения следствия и судебных заседаний, участвовал в многочисленных мирных пикетах против произвола чиновников. Он открыто заявлял о коррупции и нарушениях прав человека в Узбекистане, в результате чего неоднократно привлекался к административной ответственности и был избит. Теперь же готово к производству его уголовное дело, в ближайшее время может начаться судебный процесс.
- «Меня пытаются обвинить по статье 168 («Мошенничество») уголовного кодекса Узбекистана, предусматривающей наказание в виде крупного денежного штрафа, исправительных работ или лишения свободы. Но обвинительное заключение мне не дают. Поэтому я пока не берусь озвучивать многие детали этого дела, чтобы не утверждать голословно, и пока не буду называть фамилию заявителей, - сообщил А.Волков «Фергане.Ру». - Я участвовал на их стороне в гражданском деле, я действовал на законном основании - по доверенности представлял их интересы. В итоге приговор вынесли в их пользу. Но глава семьи, полковник в отставке, бывший следователь МВД, имеющий юридическое образование, не был доволен суммой материальной компенсации, которую, по решению суда, он должен был получить от ответчика. Свою же сумму он обосновать в суде не смог. Теперь он хочет, чтобы эти деньги - около одного миллиона сумов (около $430 по курсу «черного» рынка) - ему возместил я.
По словам Волкова, «некоторые заинтересованные органы» пытаются оказать давление на заявителей. Так, им запретили разговаривать с ним о примирении.
- А заявители - очень жадные люди, и со своей стороны они голословно пишут жалобы во все инстанции на меня и на следственные органы. Их заявления противоречат друг другу. Доказательств моей вины нет, значит, я невиновен - согласно презумпции невиновности, - считает правозащитник.
Он сообщил, что материалы его уголовного дела (№.дела 22/10-312) находятся в производстве следователя Следственного Управления ГУВД Ташкента старшего лейтенанта П.Абдуллаева.
- У следователя нет доказательств моей вины. Но, как он сам мне пояснил, дело передают в суд по указанию «сверху». Следователь мне заявляет, что приказ он выполнит, так как не собирается из-за меня терять работу, - рассказывает А.Волков. - Мной подано ходатайство о проведении дополнительного расследования следователем ГУВД. Но, по непонятной мне причине, постановление о производстве или об отказе они мне также не предоставили.
Отметив, что ему будет необходима помощь адвоката, А.Волков сообщил, что следователь не предоставляет ему возможности самому выбрать защитника.
- Тем самым меня заставляют отказаться от своих прав и свобод. Мне предлагают государственного адвоката, от которого я отказался. Теперь угрожают принять в отношении меня более суровые меры воздействия, - продолжает А.Волков. - Кроме того, начиная с 26 июня 2006 года, я, оказывается, состою на учете по некой категории «БПП». В соответствии со статьей 30 Конституции Узбекистана, все граждане страны имеют право на ознакомление с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. В связи с этим неделю назад я отправил открытое письмо главе МВД, с просьбой дать объяснение, кто и на каком основании поставил меня на учет по категории «БПП», и что эта категория «БПП» означает. В случае отказа или не предоставления письменного ответа, данное заявление будет служить доказательством тому, что некоторые представители власти игнорируют требование Конституции Узбекистана. Но какого-либо ответа мне пока не дали.
Коллеги правозащитника рассказали, что следователи опросили очень многих людей, которым Волков помогал, и долго искали того, кто согласится написать на него заявление под диктовку следователей: им нужен был повод. Нашли.
Анатолий Волков не питает иллюзий по поводу исхода судебного процесса: то, что доказательств его вины нет, а жалобы заявителей противоречат друг другу, не означает, что решение суда будет для правозащитника оптимистичным. Волков прекрасно знает не только узбекские законы, но и то, что они, как правило, не работают и апеллировать к ним бесполезно.
Напомним, что многие коллеги Волкова находятся в узбекских тюрьмах по сфабрикованным обвинениям. Очевидно, что, обвинив Анатолия в мошенничестве, в действительности его постараются наказать за правозащитную деятельность.