Россия-Узбекистан: Визит Ислама Каримова в Москву был бесполезным?
Гора в очередной раз родила мышь. В России может начаться вещание узбекского телеканала. Таков главный итог вчерашнего визита в Москву президента Узбекистана Ислама Каримова. Другие проблемы, копившиеся годами, никак не решаются, несмотря на громкие заверения обеих сторон в «глубоком взаимопонимании», «тесном сотрудничестве» и так далее.
«У нас особые отношения с Узбекистаном, которые выстраивались на протяжении многих лет», - заявил, встречаясь с Исламом Каримовым, премьер-министр России Владимир Путин. Подчеркнем: они очень и очень «особые». Настолько особые, что на протяжении десятилетий Узбекистан никак не может определиться со своими геополитическими предпочтениями, долги перед Россией считает «несуществующими», а предприятиям с участием российского капитала постоянно вставляет палки в колеса.
Как сообщает московская газета «Коммерсантъ», о ключевых проблемах, которых в отношениях Москвы и Ташкента немало, по итогам переговоров не было сказано ни слова.
По словам собеседников «Коммерсанта» в российском правительстве, Ташкент по-прежнему отказывается признавать госдолг перед РФ, который уже дорос до $700 млн. «Они просят списать этот долг. Но мы в ответ игнорируем все просьбы Узбекистана о кредитах, которые по закону не можем выдать Ташкенту, пока за ним есть этот долг», - пояснил изданию один из участников переговоров.
Еще одной нерешенной проблемой остался вопрос о конвертации денежных средств, вырученных российскими предпринимателями в Узбекистане. Узбекские банки отказываются конвертировать их выручку, поступающую в национальной валюте, в доллары или евро. Из-за этого замороженными, по разным данным, оказались от $60 млн до $150 млн, заработанных российскими предприятиями разного профиля.
Наконец, нерешенными остались и геополитические вопросы — о возвращении Ташкента в ЕврАзЭС и его присоединении к Коллективным силам быстрого развертывания (КСБР) в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ислам Каримов, по словам собеседников газеты в МИДе России, не хочет этого делать принципиально.