ВИЧ/СПИД-2008: Расшифровка фильма о массовом заражении детей в Наманганской области Узбекистана
Пострадавшая: Он не смеялся, не плакал, не говорил... Будто онемел...
Диктор: Крик отчаяния матери, потерявшей ребенка, раздирает душу. Маленькому Иззату не было и года, когда его срочно доставили в больницу. Его мать верила в помощь врачей, смотрела на них с нескрываемой надеждой. К сожалению, нечистоплотные действия людей в белых халатах свели малыша в могилу. Сердце его матери преисполнено горечи и ненависти.
Пострадавшая: Мой сын сильно температурил, и мы сначала приехали в Ирваданскую детскую больницу. Но там шел ремонт, и нас привезли в больницу на массиве Гузаль. Врачи, осмотрев ребенка, дали нам список лекарств и сказали: «Принесите все, и мы сделаем ему укол». Но после укола температура не спала. Прошло два часа. Они подключили ребенку капельницу. Однако из-за сужения сосудов раствор не поступал в его вены. Состояние мальчика стало ухудшаться. Тогда мы зашли к дежурному врачу. Он разговаривал с кем-то по телефону. Мы сказали ему: «Почему вы ничего не делаете с ребенком? Мы же пришли к вам с надеждой, что вы его вылечите». Наши слова подействовали на врача и он пошел к ребенку. Состояние сына, лежавшего под капельницей, было тяжелым. Мы сказали врачу: «Мы привезли ребенка, чтобы вы его вылечили, а не сидели и чего-то ждали. Найдите же какой-нибудь способ, вы говорили, что примените катетер. Делайте же, наконец, что-нибудь, чтобы ребенок выздоровел». После этого он вызвал реаниматологов, те спустились с верхнего этажа к нам и забрали ребенка с собой - в отделение реанимации. Нам велели выйти и подождать полчаса, пообещав принести нашего ребенка. Сыну подсоединили катетер, но мы не видели этого своими глазами.
Диктор: Ребенок – радость нашей семьи, смысл нашей жизни. Если в его руку войдет заноза, то для нас это - как ножом по сердцу. Детский врач должен относиться к больному ребенку не только как специалист, но с материнским состраданием и желанием помочь. Однако группа медработников под руководством Олияхон Шодиевой неоднократно повторно использовала без стерилизации и обеззараживания медицинские инструменты - катетеры, коньюры и так далее. Таким образом они заразили ВИЧ-инфекцией 57 детей в возрасте до трех лет.
Пострадавшая: Затем нашему сыну снова поставили капельницу. Через полчаса ребенок скорчился в судорогах, его состояние резко ухудшилось. Его вернули в реанимацию. Там он потерял сознание, до утра ребенок четыре раза бился в судорогах, после чего впал в кому... В коме он пробыл девять дней, на десятый день очнулся. Его нельзя было узнать, так он изменился... Если я расскажу о его состоянии... Я не знала, что и делать... Смотрю на него, а он странный такой, будто из того (потустороннего) мира. Не говорит, не улыбается. Глядит, широко раскрыв свои глаза, ничего не понимает... Потом сдали анализы. Вскоре ему стало легче. Месяц мы пролежали в больнице. После этого вернулись домой, но через пять или шесть дней вернулись в больницу. Потом нам сказали, что у многих детей в больнице был обнаружен СПИД, надо проверить и нашего ребенка. Нас повезли в СЭС сдавать анализы. Я поняла, что моего ребенка заразили СПИДом... До этого я и не подозревала об этой болезни... Удивлялась: неужели этого ребенка довели до такого состояния... Столько детей заразили... И вот теперь нет моего милого ребенка…
Диктор: Нарушение врачами клятвы Гиппократа — случай не единичный. Только строгие меры, принятые Генеральной прокуратурой Узбекистана, не позволили болезни пустить корни и распространиться далее.
Бахтиер Шодмонов, прокурор областной прокуратуры: В ходе следственных мероприятий, проведенных Генеральной прокуратурой в Наманганской области, было выявлено, что в 2007-2008 годах в областной детской больнице и в городской детской больнице Намангана ВИЧ/СПИДом были заражены 147 детей. Основная причина такого положения дел в том, что главные врачи и их заместители, а также старшие медицинские сестры не относились к своим служебным обязанностям с должной ответственностью, в лечебных учреждениях не соблюдались правила санитарии, не принимались противоэпидемические меры, работники халатно относились к своим служебным обязанностям. Сегодня из 147 детей 14 уже нет в живых (фильм снимался в начале 2009 года. – прим. ред.) . Кроме того, в Наманганской городской больнице в журнале работы по стерилизации было зарегистрировано больше катетеров, чем было использовано для больных детей, и чтобы скрыть свои преступные деяния, по поручению Шодиевой старшая медсестра Хасанова умышленно уничтожила этот журнал. По выявленным фактам нарушений закона в детской многопрофильной больнице и в городской детской больнице были возбуждены уголовные дела, проведены следственные мероприятия, результаты которых были всесторонне рассмотрены в суде. Из признанных судом виновными тринадцати подсудимых медработников двенадцать получили наказания в виде лишения свободы.
Диктор: Действительно, в обеих больницах царило равнодушие. Законы, указы президента и решения правительства в сфере медицины здесь не выполнялись. Ответственные лица отстранились от контроля, не обеспечили должный спрос. В результате работа лабораторий была пущена на самотек. Работа по борьбе с внутренними инфекциями вообще не проводилась. Бездействовали и соответствующие комиссии.
Достон Худойбердиев, заместитель главного врача областного центра государственного санитарно-эпидемиологического контроля: Согласно приказу Минздрава [Узбекистана] за №480, в каждом лечебном и профилактическом учреждении страны должны работать санитарно-эпидемиологические комиссии. Они должны ежеквартально проводить свои заседания, информировать главврачей о текущей ситуации. Если в конкретном лечебном учреждении будут зафиксированы инфекционные болезни, то комиссии должны сразу же собираться на совещания, чтобы проанализировать и выявить причины появления заболеваний и их распространения. В ходе проверок было выявлено, что в областном детском многопрофильном центре и в городской детской больнице такие комиссии созданы не были. Следовательно, зафиксированные заболевания не обсуждались.
Диктор: Да, теперь всем нам известно, к чему приводит халатность медработников. Родившиеся вчера здоровыми дети сегодня неизлечимо больны.
Мухаммаджон Ашурматов, главврач областного центра борьбы со СПИДом: СПИД, как известно, передается тремя способами. Первый способ - половым путем, второй – от матери ребенку, и третий - парентеральный способ, то есть через кровь. Третьим способом болезнь передается в результате использования не стерилизованных медицинских инструментов. При проверке больных в многопрофильной областной детской больнице и в городской детской больнице в крови пациентов были обнаружены вирусы иммунодефицита человека (ВИЧ). В ходе проверки Минздрава и республиканского СПИД-центра выявлено, что способ заражения детей болезнью был третий — парентеральный.
Отабек Баратов, эксперт областного бюро судмедэкспертизы: До сего дня умерли 14 детей, зараженных СПИДом. Экспертную проверку проводила комиссия. После амбулаторной проверки и анализа крови в областном СПИД-центре был получен положительный результат иммуноблота. В результате снижения иммунитета дети погибли из-за других болезней.
Диктор: Ужасно то, что есть случаи заражения ребенком матери. Сегодня по вине врачей страдают целые семьи.
М.Б. (инициалы изменены), отец пострадавшего: После проверок стало ясно, что сын мой заразился СПИДом из-за халатности врачей, которые повторно использовали одноразовые шприцы. У ребенка прорезались зубки, в процессе кормления он покусал грудь матери, отчего у моей жены появились раны. Когда она показалась врачам, ей рекомендовали использовать для лечения мази. Мы выполнили эти процедуры. Но потом стало ясно, что во время кормления больной СПИДом ребенок заразил и свою мать.
Диктор: В нашей республике, где верховенствует закон, преступники не остаются безнаказанными. Виновные в случившемся врачи заслужили всеобщее порицание и сегодня сидят за решеткой за свои преступления. Возможно, им снятся эти младенцы, безвременно умершие из-за заражения ВИЧ-инфекцией. Возможно, дети, в нежные вены которых вкалывали несущие опасность иглы, все время встают перед их глазами. Впрочем, как говорится, «какая польза от позднего покаяния».
Старшая медсестра многопрофильной областной детской больницы Насиба Шарипова имеет на своем попечении старую мать и двоих детей. Уже был назначен день свадьбы старшей дочери…
Шарипова Насиба, главная медсестра многопрофильной областной больницы: Я, Шарипова Насиба Алимджановна, с 1984 года работала в областной детской больнице. С 1984 по 1994 годы работала старшей медсестрой отделения раннего детства, с 1994 года - главной медсестрой больницы. То, что в нашей больнице у 89 больных выявлен СПИД… Как главная медсестра я контролировала… Но не смогла в достаточной мере, не знаю… Я очень сожалею…
Диктор: От 5 лет 3 месяцев до 8 лет 3 месяцев...
Второй диктор: Тринадцать медработников, признанных судом виновными по ряду статей Уголовного кодекса Республики Узбекистан, понесли заслуженные наказания. Ибо в нашем государстве, где установлено верховенство закона, преступление не остается без наказания.
Юсуфджон Эргашев, работал главным врачом многопрофильного областного детского медицинского центра, по приговору суда лишен свободы на 8 лет и 3 месяца.
Носирджон Хакимов, работал заместителем главврача многопрофильного областного детского медицинского центра, по приговору суда лишен свободы на 7 лет.
Рахмонберди Назаров, заведовал отделением реанимации многопрофильного областного детского медицинского центра, по приговору суда лишен свободы на 7 лет.
Набиджон Мамасалиев, работал завотделением лаборатории клинической диагностики многопрофильного областного детского медицинского центра, по приговору суда лишен свободы на 7 лет.
Насиба Шарипова, работала главной медсестрой многопрофильного областного детского медицинского центра, приговором суда лишена свободы на 5 лет 3 месяца.
Кибриё Салохиддинова, работала старшей медсестрой многопрофильного областного детского медицинского центра, приговором суда лишена свободы на 5 лет 3 месяца.
Хулкар Тоджибоева, работала старшей медсестрой многопрофильного областного детского медицинского центра, приговором суда лишена свободы на 5 лет 3 месяца.
Олияхон Шодиева, работала главврачом Наманганской городской детской больницы. приговором суда лишена свободы на 5 лет 6 месяцев.
Шухрат Мирбобоев, работал заместителем главврача Наманганской городской детской больницы, приговором суда лишен свободы на 7 лет.
Абдусалом Рахимов, работал заведующим отделения реанимации Наманганской городской детской больницы, приговором суда лишен свободы на 7 лет.
Олимджон Солиев, работал врачом Наманганской городской детской больницы. приговором суда лишен свободы на 6 лет.
Мунаввар Хасанова, работала старшей медсестрой Наманганской городской детской больницы, приговором суда лишена свободы на 5 лет 6 месяцев.
Диктор: Немалые сроки. Год заключения не сравним даже с секундой свободы. Небо в клетку, четыре стены тюремной камеры, железные двери, и все это будет окружать на протяжении 6-7 лет жизни. Тоска по детям, внукам... Узнает ли пока еще годовалый внучек через 6-7 лет своего деда или бабушку? О такой судьбе даже думать страшно. Но если бы они относились к своим обязанностям ответственно, добросовестно, не постигла бы их такая участь.
Кибрие Салохиддинова, бывшая медсестра: Я тысячу раз сожалею об этом… Никакой женщине не пожелала бы оказаться в таком месте. Здесь не место женщине. Я бы пожелала, чтобы ни одна медсестра и ни один врач не допускал упущений в работе и добросовестно относился к больным. Я искренне сожалею о случившемся…
Диктор: Говорят, время - судья. Пройдут дни, месяцы и годы. И дай Бог, чтобы заболевшие дети выздоровели и долго жили на радость родителей и во благо общества.
Шухрат Мирбобоев, бывший заместитель главврача Наманганской городской детской больницы: Я прошу прощения у родителей пострадавших. И да пусть Аллах ниспошлет детям исцеление, пусть они вырастут и живут долго, я этого желаю…
Диктор: Из упомянутых выше ста сорока семи детей двадцать заразились ВИЧ в районных больницах. Обратимся к материалам следствия.
В 2008 году заместитель главврача Чустского районного медицинского объединения С.Дададжанов, врач клинической лаборатории Ф.Турсунов допустили заражение инфекцией двухлетнего О.А. (инициалы изменены).
В 2007 году заместитель главврача Чартакской районной больницы Р.Холматов, врач лаборатории Т.Реджабаев и лаборантка Рузиева при сборе крови для анализа допустили заражение ВИЧ Б.К. (инициалы изменены), 2006 года рождения.
Точно так же в 2008 году были заражены ВИЧ И.Б. и М.Б. (инициалы изменены), оба - 2005 года рождения Виновные - заместитель главврача Минбулакского противотуберкулезного диспансера О.Бекмурадов и лаборант З.Мамаджанова.
В 2007 году главврач Наманганской районной инфекционной больницы А.Бободжонов, лаборант А.Мамадалиев заразили во время получения крови для анализа К.З. (инициалы изменены), 2006 года рождения.
В этих больницах тоже подделывались документы. Использованные при получении анализов скарификаторы не сдавались на стерилизацию. В настоящее время девять медработников вышеназванных больниц привлечены к уголовной ответственности. Следственные мероприятия по этим делам близки к завершению.
Да, преступление не останется без наказания. И это должно стать уроком для каждого врача.
Однако и сегодня не счесть проблем, которые необходимо срочно решать в сфере эпидемиологии.
Дильфуза Каримова, главврач городской детской больницы: Согласно приказу Минздрава за №600, в каждом медицинском учреждении на 200 мест и более, где есть детские отделения, отделения для младенцев и хирургические, обязательно в штате должен быть эпидемиолог. И у нас здесь должен работать эпидемиолог. Но этот вопрос проблемный. Я несколько раз обращалась с соответствующим письмом к руководству областной и городской санэпидемстанции, но эта проблема до сих пор не решена.
Корреспондент: Значит, у вас сейчас нет врача этого профиля?
Дильфуза Каримова: В настоящее время у меня нет врача, который мог бы полностью контролировать эпидемиологическую сферу в больнице. Штатная единица есть, и если будет врач, я его приму.
Диктор: Как говорится, комментарии излишни.
Фильм снят группой Телерадиокомпании Узбекистана при содействии прокуратуры Наманганской области, 2009 г.