В Таджикистане прошли парламентские выборы. Явка избирателей превысила 85 процентов
28 февраля в Таджикистане прошли парламентские выборы. На 63 места претендуют 217 человек. Наибольшее количество кандидатов — 61 - выдвинула Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ), которую возглавляет президент республики Эмомали Рахмон.
С 6 часов утра по местному времени (04.00 мск) по всей стране были открыты 3067 избирательных участков, еще 36 участков были открыты в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Как сообщает Азия-плюс, за места в парламенте, кроме НДПТ, борются представители еще семи зарегистрированных политических партий – Партии исламского возрождения (ПИВТ), Коммунистической, Социал-демократической (СДПТ), Демократической, Социалистической, Аграрной, Партии экономических реформ.
Кандидатами в депутаты по восьми партийным спискам по единому республиканскому избирательному округу зарегистрированы 73 человека, по 41 одномандатному округу в депутаты баллотируются 144 человек, из которых – 65 самовыдвиженцев.
В нижнюю палату парламента избираются 63 депутата: 41 от одномандатных избирательных округов, и 22 - по спискам политических партий по единому республиканскому избирательному округу.
По данным Центральной комиссии Таджикистана по выборам и референдумам, из почти 3,5 миллиона зарегистрированных избирателей к 20.00 по местному времени проголосовали более 3,1 миллиона человек, или 85,2 процента.
Как передает РИА Новости, мониторинг выборов проводили более 25 тысяч местных и около 540 международных наблюдателей, в том числе миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, представители Федерального Собрания РФ - всего 536 человек.
Несмотря на то, что наблюдатели от стран СНГ не зафиксировали явных нарушений избирательного законодательства, лидеры некоторых политических партий уже заявили о допущенных в ходе голосования нарушениях. В частности, влиятельная оппозиционная Партия исламского возрождения Таджикистана, которая выдвинула 40 кандидатов в депутаты, заявила, что руководители ряда участковых избирательных комиссий запретили наблюдателям этой партии вести видеосъемку процесса голосования.
«В 19 часов, за час до закрытия избирательных участков, ответственные лица попросили наших наблюдателей покинуть участки. Этот происходило так, как будто все избирательные участки получили специальное указание. Наши наблюдатели не были допущены к подсчету бюллетеней, что также является грубым нарушением закона», - рассказал таджикскому информагентству Азии-плюс представитель ПИВТ в Хатлонской области.
«Председатель участка и член избирательной комиссии выдают бюллетени избирателям без паспортов или других документов, удостоверяющих личность. Кроме этого, один человек голосует за нескольких членов своей семьи, чем нарушается принцип «один избиратель – один голос», - сообщил наблюдатель от Социал-демократической партии Таджикистана на избирательном участке №1 города Курган-тюбе.
По словам наблюдателей, случаи «семейного голосования», когда один человек голосует за всех членов своей семьи имели место практически на всех избирательных участках. По данным ПИВТ, в некоторых избирательных бюллетенях кандидаты от НДПТ были представлены, как кандидаты от ПИВТ, а руководство института физической культуры запретило 20 студентам голосовать за ПИВТ.
Между тем, по мнению экспертов, расклад сил в парламенте Таджикистана вряд ли изменится и там по-прежнему будет доминировать президентская НДПТ. На предыдущих выборах, прошедших в 2005 году, НДПТ получила 52 из 63 депутатских мандатов.
Политолог Парвиз Муллоджанов уверен, что нижняя палата парламента останется практически однопартийной. «Хотя лидер набирающей силы и авторитет в стране Партии исламского возрождения Мухиддин Кабири заявил, что рассчитывает на 10 мест в парламенте, это весьма проблематично», - отметил эксперт в комментарии РИАН. По его словам, ни одна из партий, кроме НДПТ, если пройдет в парламент, не сможет сформировать депутатскую фракцию (минимум - пять человек).
Завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин считает, что для оппозиции хорошим результатом будет просто сохранить свое представительство в парламенте, тем более, что «в Таджикистане пока нет политической силы, способной возглавить оппозицию. Так что сюрпризов от этих выборов ждать не стоит», передает Коммерсантъ.
Что касается предвыборной кампании, то она заметно отличалась от предшествовавшей выборам в 2005 году, что признали даже представители оппозиции. «Власти не чинили серьезных препятствий оппозиционным партиям, позволяя их представителям практически без ограничений вести предвыборную агитацию, — сообщил Коммерсанту лидер оппозиционного движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев. — Появилось даже забытое ощущение некоего оживления в политической жизни».
Эксперты отмечают, что имеющие место демократические послабления связаны со стремлением Душанбе создать себе благоприятный имидж на Западе.
«В расчете на Запад и его помощь Душанбе сейчас создает себе имидж демократического государства,— поясняет Андрей Грозин.— Правда, пока все эти усилия тщетны — несмотря на публичные обращения властей Таджикистана к Западу оказать финансовую помощь для проведения нынешних выборов, ни Европа, ни США на эту просьбу не откликнулись».
Между тем, в день выборов в интернете появилось сообщение о том, что российское правительство на безвозмездной основе передало таджикской стороне изготовленные в Петербурге 17 миллионов бюллетеней. ЦИК Таджикистана назвал эту информацию «беспредельно лживой, наглой и провокационной» и заявил, что все бюллетени были отпечатаны в Душанбе. Подобные сообщения имеют единственную цель дискредитировать свободные, прозрачные и демократические выборы в республике, цитирует ЦИК Таджикистана Регнум.